Век азиатского высшего образования?



Филип Г. Альтбах

Филип Г. Альтбах – профессор, стипендиат профессуры Монана и директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа.

Мировой рейтинг университетов 2009 г. показал небольшой рост числа азиатских университетов: в Шанхайском академическом рейтинге университетов среди 100 лучших университетов (TOP-100) количество азиатских увеличилось с 5 до 6, а в британском рейтинге Таймс-QS количество соответственно возросло с 14 до 16. Комментаторы мгновенно охарактеризовали данный рост как усиление «академической мощи Азии» и соответствующее «поражение Запада». Следует, однако, отметить что теоретически такие понятия как академическое совершенство, исследовательская продуктивность, и репутация (а именно их, прежде всего, отражают рейтинги) не являются конкурентными понятиями, в которых одна сторона должна выигрывать за счет другой. Улучшение деятельности университетов в одной части мира не означает, что другие ВУЗы обязательно приходят в упадок. Более того, смещение акцента в сторону азиатских университетов ни в коем случае нельзя считать радикальным. На самом деле хорошо, что университеты, находящиеся за пределами традиционных университетских бастионов Северной Америки и Западной Европы, улучшают свою работу, получая за это растущее признание.

Тем не менее, весьма полезно проанализировать академический рост в странах Азии, поскольку в этом регионе расположены самые быстрорастущие экономики мира, и ряд стран Азии сместили акцент в своей политике на экспансию в области высшего образования и на повышение его качества. Хотя практически невозможно делать выводы по такому разнообразному и широкому географическому региону как Азия, все же можно отметить, что некоторые сводные характеристики начинают проступать сквозь деятельность значительной части азиатских стран.

В Азии размещено большинство мировых институтов высшего образования, и доля частного сектора высшего образования продолжает расти. За редким исключением ВУЗы частного сектора находятся внизу пирамиды «иерархии престижности». Как говорят экономисты, частные академические институты удовлетворяют растущий спрос на образование, но качество обучения в них невысокое. Частный сектор вносит незначительный вклад в улучшение качества высшего образования в Азии.

Азия имеет сильный сектор высококачественного высшего образования. Многие японские университеты имеют высокие рейтинги. Сингапур и Гонконг располагают превосходными академическими системами. В Южной Корее и Тайване есть несколько выдающихся университетов. Около дюжины лучших университетов Китая близки к получению титула «университет мирового класса». Индийские технологические институты (англ. – Indian Institutes of Technology) , хотя и не являются университетами в традиционном смысле, также относятся к ВУЗам высшей категории (TOP-институты). Но в своей совокупности университеты Азии выглядят весьма невыигрышно в сравнении с университетами Северной Америки, Западной Европы и Австралии. Ряд структурных, академических и культурных факторов могут удержать даже самые лучшие азиатские университеты от возможности достижения вершин академического качества в ближайшем будущем и даже, в некоторой мере, могут сдержать улучшение общих характеристик деятельности университетов Азии.

Стратегии развития университетов отличаются от страны к стране. Сингапур и Гонконг достигли значительного успеха простым копированием западной модели. Они наняли на работу англо-говорящих специалистов из других стран, скопировав академическую организацию и структуру менеджмента Америки и Европы. Южная Корея профинансировала проведение нескольких национальных компаний по развитию академической системы, таких как Проект «Интеллект Кореи» (англ. – Brain Korea project ). Тайвань сделал упор на убеждение своих бывших соотечественников, получивших западное образование, вернуться на Родину для развития национальных университетов. Сингапур создал стратегические альянсы и пригласил несколько иностранных университетов открыть у себя филиалы, создав для этого значительные финансовые стимулы. На этом пути было несколько неудач, но в целом успех очевиден.

Особенно впечатляют академические усилия Китая: реализован комплекс мер по крупному финансированию университетов-лидеров; проведены слияния для создания высококачественных и одновременно – крупных университетов; проведены мероприятия по созданию высокопроизводительной академической среды.

Есть, однако, вероятность того, что Китай и другие страны Азии вскоре столкнутся с фактом достижения определенного неявного предела своего развития. Финансирование и другая помощь в сочетании с некоторыми инновационными стратегиями могут давать эффект только до определенного предела. Существуют культурные, академические и исторические факторы торможения дальнейшего развития университетов Азии. Развитие высшего образования Азии нельзя рассматривать только как необратимый, нарастающий процесс. Это верно, по крайней мере, для прогноза ближайшего будущего.

Основные сдерживающие факторы

Академическая культура основана на принципе академических заслуг (меритократизм), на свободе исследовательской инициативы и на принципе конкуренции, которые дополняются элементами сотрудничества и определенной мобильности. Это главные основы деятельности университетов мирового класса. Важность данных принципов в известной мере признается большинством стран Азии. Осознаются также и факторы (в том числе и традиционно-исторические), мешающие реализации указанных принципов в университетской практике стран Азии.

Связи (неформальные личностные взаимоотношения) бесспорно важны для всех видов организаций и для всех типов общества. Но в Азии личные связи и сети взаимоотношений (китайцы называют их «гуанси» - англ. - guanxi) по-прежнему формируют многие аспекты академической жизни – от набора студентов до карьерного роста преподавателей и приоритетов распределения исследовательского финансирования. Одним из последствий данной системы «связей» является автономное «самовыращивание» факультетского персонала. Специалисты, получившие образование в университете, принимаются туда же на работу, и, как правило, завершают свою карьеру в этом же институте (т.е. пожизненно). Это может сдерживать новое мышление и инновации по причине карьерной зависимости и чрезмерного уважения к академической иерархии старшинства. В подобном окружении трудно стимулировать инновационное развитие. Связи между бывшим студентом и его научным руководителем могут создавать автономность внутрифакультетских группировок, сдерживать процессы перемен или даже стимулировать академический фракционализм.

Многие университеты Азии практикуют политику карьерного роста, построенную на отношениях родственного типа и, одновременно, отказываются от контрактов, рассчитанных на определенный срок. В результате такого подхода представители академического персонала, после получения академической должности «растут» по карьерной лестнице зачастую автоматически, без должной объективной и тщательной оценки качества подобного карьерного продвижения. Более того, многие системы высшего образования Азии не обеспечивают формальную защиту академических свобод и не поддерживают механизмы роста академической эффективности, не заботятся о вопросах долгосрочной эффективности образовательных систем.

Обучение и в какой-то степени исследовательская работа часто ведутся традиционными методами, в которых делается акцент на чтение лекций и минимизацию взаимодействия студентов с преподавателями. Профессора часто просто повторяют свои лекции и уделяют мало времени (или вообще не уделяют) на вопросы студентов или на обсуждение. В последние годы раздается много критики в адрес традиционных форм обучения. Приводятся аргументы в подтверждение того, что традиционное обучение не способствует ни долгосрочному стилю обучения, ни развитию независимого мышления. Подобный подход характерен и для обучения в аспирантуре, поскольку и здесь формальное обучение часто является главным правилом и независимая активная работа студента и преподавателя над материалом курса по-прежнему не стала популярной.

Иерархия является в значительной степени центром академических связей всех видов и типов. Подобный подход часто означает, что студенты ограждаются от тех видов неформальных взаимоотношений и общения с их преподавателями и научными руководителями, которые характерны для университетов Запада. Младший персонал факультетов испытывает методологические и тематические ограничения со стороны старших преподавателей. Ключевые академические решения часто принимаются более опытными профессорами. Это имеет отношение к присущему в азиатских странах уважению к возрасту, которое лежит в основе азиатского общественного устройства. Эти устои остаются непоколебимыми, несмотря на то, что некоторые лучшие университеты способствовали быстрому продвижению более молодых преподавателей и наняли большое количество зарубежного персонала (с западным образованием).

Академическая коррупция существует, в некоторой степени, повсюду, но эта проблема, похоже, является типичной для некоторых азиатских стран. Средства массовой информации азиатских стран регулярно сообщают о фактах неформального попустительства плагиата при подготовке публикаций (особенно в случае с «академическими фаворитами» со стороны их факультетских покровителей). Анализ китайского университета в Ухане (англ. - Wuhan University) показал, что там ежегодно зарабатывают 100 млн. долл., которые получают в качестве дохода от написания преподавателями и студентами научных работ для студентов-заказчиков. Один из ведущих медицинских журналов мира - британский «Ланцет» (англ.- Lancet) - указал, что Китай не станет исследовательской супердержавой к 2020 году, как обещал президент Ху Цзиньтао (примечание переводчика – должность «президент» обозначена в оригинале статьи, в действительности Ху Цзиньтао – председатель КНР), пока не будет налажен более тщательный контроль в сфере академического обмана и фальсификаций. Статистики на этот счет очень мало, но периодические яркие примеры сигнализируют о том, что проблема эта широко распространена, причем даже в некоторых лучших университетах Азии.

В большинстве стран Азии возраст студентов-аспирантов ниже соответствующего возраста в западных университетах. Это объясняется потребностью экспансии высшего образования, а так же потребностью формирования эффективных программ для обеспечения исследовательской базы университетов Азии. Сейчас существует возможность дать образование новому поколению преподавателей и исследователей. Обычно преподаватели, которые фокусируют свою деятельность на обучении студентов уже получивших степень бакалавра, отличаются наиболее высокой степень исследовательской активности. В зону их академической ответственности, прежде всего, входит обучение и помощь в исследовании в рамках небольших групп магистрантов. Налицо противоречие между массовой подготовкой преимущественно бакалавров и потребностью в усилении деятельности магистратуры, которая работает уже с выпускниками программ бакалавриата. В подобных условиях затрудняется создание исследовательских университетов, несмотря на то, что некоторые лучшие университеты, например в Китае, резко увеличили масштаб подготовки магистрантов и аспирантов.

Интернационализация признается важным элементом в деятельности университетов мирового класса. Многие из университетов Азии заявили об этом. Но и проблемы в этой сфере также весьма существенны. Как правильно установить равновесие между национальным и английским языками, с учетом того, что английский является главным языком научного общения? В некоторых университетах от преподавателей требуется публиковать работы в основных международных журналах – но это непростая задача с учетом высокой конкурентных характеристик мирового рынка подобных публикаций. Некоторые студенческие группы обучаются на английском языке, но часто результаты такого обучения неутешительны. Существует целый комплекс проблем, возникающих в связи с деятельностью филиалов кампусов западных университетов в странах Азии, проблемы существуют в сфере франчайзинга, участия иностранных студентов в образовательном процессе имеют много граней и не по всем направлениям приносят пользу для азиатской стороны. Большинство международно-мобильных студентов мира формируется в Азии и многие из них не возвращаются домой после получения заокеанской степени (хотя эта тенденция постепенно утрачивает свою интенсивность).

Завершающий сдерживающий фактор развития высшего образования Азии – сама академическая профессия, являющаяся подлинным центром деятельности любого университета, но особенно - деятельности лучших университетов мирового класса. Во многих странах Азии преподавательский состав оплачивается неадекватно низко в сравнении со средним местным заработком, и получает неоправданно низкие гонорары в сравнении с международными стандартами. Объем учебной нагрузки часто настолько высок, что исследовательская работа становится малодоступной для преподавателей. Во многих странах академиками становятся, в большей степени, по причине стажа научной работы, чем по причине реальных научных заслуг.



Назад в раздел