Партнерства в Африке в новую эпоху интернационализации



Дамтью Теферра – учредитель и директор Международной сети по высшему образованию в Африке при Центре международного высшего образования. E-mail: teferra@bc.edu.

Один из распространенных методов активизации высшего образования в странах Африки и одно из последних модных слов этого сектора в настоящее время – это «партнёрство». Несомненно, высшее образование в Африке всегда имело международную важность в силу своей истории и траектории развития, и в связи с этим такое развитие неудивительно. В данной статье анализируются новые тенденции в сфере партнерств в высшем образовании африканских стран, а также сделан анализ возможностей и вызовов, основанный на последних событиях и прошлом опыте.

Рынок партнерств в сфере высшего образования
Когда-то считалось, что весь мир может потерять интерес к Африке с окончанием противостояния времен Холодной войны. Уже прошло 20 лет с тех пор, и эти предсказания оказались неверными, поскольку современные экономические и (гео)политические реалии вызвали интерес со стороны как исторически развитых, так и зарождающихся мировых держав в отношении Африки.

В рамках глобальной реальности высшее образование в регионе повторно вызвало интерес во всем мире, в том числе со стороны Европейского союза, США, Канады, Китая, Индии и Бразилии. Картина некоторых из этих партнерств выглядит следующим образом.

Инициатива в сфере высшего образования между Африкой и США. В июле 2007 года группа университетов, базирующихся в США и Африке, собрались вместе для того, чтобы установить партнерские отношения по укреплению потенциала высшего образования в Африке с целью внести свой вклад в развитие приоритетных областей. В 2010 году в США был принят закон «О бюджетных ассигнованиях», который выделяет до $15 млн. на финансирование партнерств (http://www.aplu.org).

Партнерство в сфере высшего образования между Канадой и Африкой. Ассоциация африканских университетов (Association of African Universities – AAU) в партнерстве с Ассоциацией университетов и колледжей Канады (Association of Universities and Colleges of Canada – AUCC) запустили инициативу «Укрепление отношений заинтересованных лиц в сфере высшего образования в Африке». Три компонента данной инициативы включают: расширение охвата населения университетами Африки, укрепление связей между университетами и промышленностью и укрепление отношений заинтересованных лиц AAU, работающих в партнерстве с AUCC (http://www.aau.org).

Партнерство между странами Южной Африки и нордическими странами. Сотрудничество между университетами стран Южной Африки и нордическими университетами (SANORD) представляет собой партнерство 25 исследовательских вузов из Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции, а также Малави, ЮАР и Замбии. SANORD ставит перед собой цель продвижения многостороннего сотрудничества между вузами в странах Северной Европы и региона Южной Африки для решения проблем инноваций и развития (http://sanord.uwc.ac.za).

Партнерство в сфере высшего образования между Европейским союзом и Африканским союзом. Комиссия Европейского союза и комиссия Африканского союза вступили в партнерские отношения в различных проектах с целью активизации сектора высшего образования в Африке. Данное партнерство включает 3 основных проекта: запуск Консолидированной стипендиальной программы Nyrere (ранее называлась Intra-ACP Mobility Scheme), Проект гармонизации и оптимизации и Проект создания Панафриканского университета.

Скандинавские партнерства. Партнерские отношения между скандинавскими и африканскими университетами, вероятно, представляют собой наиболее устойчивый и впечатляющий образец партнерств в Африке. В частности, Норвегия и Швеция на протяжении нескольких десятилетий выделяли финансовую поддержку системе высшего образования в Африке, даже тогда когда поддержка высшего образования в Африке не пользовалась популярностью. На Национальном семинаре по Норвежской поддержке высшего образования в Танзании, который проходил в Дар-эс-Саламе в ноябре 2010 года, сообщалось, что NORAD уже выделил более 750 миллионов норвежских крон (около $132 млн.).

Партнерство с германской службой академических обменов (DAAD). На протяжении более двух десятилетий DAAD был важным игроком в университетских партнерствах в Африке. В настоящее время налажены более 35 партнерских отношений с одним или несколькими африканскими партнерами. Кроме того, поддерживается развитие 5 африканских центров передового опыта и 5 новых международных центров передового опыта с участием африканских университетов. Новый партнерский метод позволяет развивать сотрудничество DAAD и Немецкой ассоциации университетов (German University Association) с африканскими ассоциациями университетов и регулирующими органами в сфере высшего образования в Африке с целью развития системы обеспечения качества (http://www.daad.de).

«Исторические» партнеры
Руководствуясь различными целями и интересами, на сегодняшний день функционируют многочисленные университетские партнёрства между странами Африки и ее «историческими» партнерами. Данные партнёрства включают в себя: Австрийскую программу партнерства в области высшего образования и научных исследований для развития (APPEAR), Университетскую комиссию по сотрудничеству с развивающимися странами (CUD, Бельгия), Ирландско-африканское партнерство по развитию потенциала в сфере научных исследований (IAP), Нидерландскую организацию по международному сотрудничеству в области высшего образования (NUFFIC) и британскую инициативу Образовательные партнерства для Африки (EPA).

Новые партнеры
Новые быстроразвивающиеся державы, такие как Бразилия, Китай и Индия, также занимаются целым рядом партнерских проектов, направленных на поддержку развития университетов, а также прилагают усилия по наращиванию потенциала в Африке. Россия и другие бывшие страны восточного блока также заинтересованы в развитии партнерских образовательных отношений в регионе после двух десятилетий отсутствия. ЮАР, будучи региональным лидером, также стремится к установлению партнерств с университетами из других африканских стран.

Интернационализация как инструмент укрепления потенциала
Излишне говорить, что партнерство имеют жизненно-важное значение для укрепления потенциала в областях преподавания, обучения и исследований. Совместная исследовательская деятельность играет важную роль в укреплении научно-исследовательского потенциала, воспитании культуры ведения научных исследований, расширения границ знаний, а также введения бенчмаркинга качества. Тщательно разработанные долгосрочные, совместные научно-исследовательские партнерства достигли успешных результатов.

В Эфиопии, например, межвузовское сотрудничество развиваемое при поддержке Шведского агентства международного развития (SIDA) и Фламандского межуниверситетского совета – Развитие университетского сотрудничества (VLIRUOS), расположенного в Бельгии, показало впечатляющие результаты. Благодаря этому партнерству было выпущено большое число докторов PhD, были разработаны многочисленные программы, и был создан устойчивый потенциал. То же самое верно и для партнёрств в Танзании, осуществленных при поддержке NORAD.

Многие согласятся, что такие результаты невозможно было бы достичь без финансовых, материально-технических и человеческих ресурсов, которые стали доступными благодаря долгосрочным совместным обязательствам.

Взращивая хорошее и выкорчевывая плохое
Когда часто ссылаются на укрепление потенциала в контексте сотрудничества между университетами, складывается впечатление, что партнеры с Юга являются преобладающими, если не единственными, получателями выгоды при таком сотрудничестве. Еще больше разочарований вызывает то, что партнеры с Юга сами находятся под таким впечатлением. Тем не менее, в то время как преимущества для партнеров с Севера не были ясно и четко задокументированы, северные партнеры тоже получают выгоду во многих отношениях.

Даже если не брать в счет видимые преимущества, ноу-хау в решении таких проблем генерирует капитал институциональных и национальных знаний на Севере. В нынешних мировых реалиях, когда все глобальное становится локальным и все местное носит глобальный характер, взаимные выгоды от такого сотрудничества не следует недооценивать и упускать из вида.

В то время как методы и рамки партнерств (для становления конкретных партнерств в сфере высшего образования) весьма разнообразны, сложны и многочисленны, при осуществлении на практике они не всегда успешны и порой неэффективны. Во многих случаях, партнерства просто не оправдали ожиданий по ряду причин: нехватка финансовых ресурсов и слабая материально-техническая поддержка, плохое планирование и некачественное исполнение, недостаточная политика и громоздкие принципы, нестабильное руководство и непоследовательное выполнение поручений.

Заключение
Признавая высшее образование как важнейший инструмент развития, многосторонние и двусторонние соглашения, фонды и другие партнеры по развитию сегодня выступают за поддержку сектора высшего образования, хотя и с ограниченным энтузиазмом, как показывает последний доклад Африканский комиссии 2010 года. Однако, наличие конкурирующих интересов между донорами, отсутствие самодостаточного развития, непредсказуемость донорских ресурсов, плохое согласование и слабые координация и управление по-прежнему препятствует развитию партнерств.

По мере увеличения числа институциональных партнерств, их влияние на институциональные ресурсы (время, финансирование и инфраструктура) и институциональную динамику (сплоченность, взаимодополняемость и выработка приоритетов) стало значительным. Это может быть особенно заметно в странах с небольшим числом учреждений, способных вступить в партнёрские отношения, а также в регионе, который стремится привлечь еще большей поддержки для развития.

Наконец, крайне важно, чтобы рынок партнерств в регионе формировался и управлялся хорошо информированными, ответственными и прагматичными заинтересованными сторонами на Юге и на Севере. В конце концов, долгосрочное воздействие и достижение значимых результатов в Африке находится в интересах всех заинтересованных сторон, как на Севере и на Юге.



Назад в раздел