Европейские вузы средневековья, из прошлого и настоящего



Мири Рубин – профессор средневековой и ранней современной истории в Университете Лондона (Queen Mary). Email: m.e.rubin@qmul.ac.uk. Другая версия статьи опубликована в журнале Times Higher Education.

Меня, как историка по средневековью, часто спрашивают про связь между университетами того времени и настоящими. В связи с изменениями, которые затрагивают современные высшие учебные заведения и жизни многих людей, включая студентов, родителей, преподавателей и работодателей, такие вопросы становятся всё более частыми и более срочными. Сложно делать сравнения ввиду огромной разницы между средневековыми университетами и разнообразными мировыми вузами современности. Тем не менее, анализ роли средневековых вузов показывает, что существуют сходства, из которых можно извлечь уроки для нашего турбулентного времени.

Церковь и государство
Университеты, которые впервые появились в 1150 и 1200 гг. в Италии, Франции и Англии, были призваны отвечать потребностям институтов управления тех времен – династических королевств и церкви. Оба эти института нуждались в бюрократах, обученных навыкам государственного управления и знающих латинский язык. В те времена латинский язык был основан на правилах классической античности и преподавались на таких предметах как гуманитарные науки, искусство риторики, логика и грамматика. Выпускники гуманитарных наук устраивались на работу, где требовались навыки написания писем, соглашений и ведения финансовых записей.

Церковь и государство отвечали за соблюдение законов и нуждались в юридических экспертах. Эксперты по законодательству обучались праву вне гуманитарного образования, также как обучаются юриспруденции и медицине студенты в США. Для подготовки необходимых специалистов короли, императоры и попы разрешали группам студентов и преподавателей собираться в Болонье, Париже, Оксфорде и Кембридже. Преподаватели и студенты были освобождены от платы налогов и имели больше свободы. Папский престол давал лицензии вузам для присуждения степеней, которые признавались по всей Европе. Степень бакалавра гуманитарных наук стал золотым стандартом грамотности и компетентности для занятия административных должностей во всём христианском мире.

Реалии средневековья
Все же, потенциальные работодатели, которые получали самую большую пользу от хорошо подготовленных специалистов, не представляли достаточного финансирования для студентов. Университеты средневековья были освобождены от некоторых налогов, также как и многие современные вузы, однако студентам приходилось искать финансовую поддержку. Некоторым студентам было легче; умные монахи поддерживали их религиозными домами; епископы помогали молодым людям с условием, что они будут работать на них после завершения учёбы; владельцы поместий поддерживали местных мальчиков, которые по завершению обучения становились военными священниками, секретарями и приходскими священниками. Большинство студентов получали финансирование из нескольких источников, включая семейную поддержку, патронаж и оплачиваемую работу. Следовательно, число студентов, не окончивших обучение, было высоким; список студентов принятых в университет обычно был намного длиннее, чем список выпускников со степенью бакалавра. У студентов, которые получали финансовую поддержку, любые изменения в отношениях со спонсорами могли привезти к отчислению. При надежной финансовой поддержке студенты часто не завершали своё обучение. В случае если студентам приходилось просить милостыню и брать в долг, они выпадали из системы, тем самым не используя эффективно те средства, которые в них уже вложили.

Другой интересный аспект возникает из-за высокого уровня отчисления студентов в вузах средневековья. Те студенты, которые оставили обучение до окончания, могли использовать навыки, которые они уже приобрели, чтобы сохранить работу. Навыки были высоко заменяемыми, и предложение было настолько мало, что даже те, кто прошел обучение в течение одного или двух лет, имели преимущество. Они могли стать одними из тысяч учителей, репетиторов, писарей, в которых нуждалось средневековое общество. Такие люди считались аналогами средневекового Стива Джобса и Марка Цукерберга.

В средние века финансирование университетов было строго связано с количеством набранных студентов. За исключением некоторых земель сегодняшней Германии и Италии, большинство землевладельцев и титулованных людей обучали своих сыновей дома. Их наследникам не нужно было обучаться профессии, аккредитованной в университетах. Вузы не были единственными источниками знания для способных и амбициозных людей. Целые области занятий не преподавались в университетах. Существовало ученическое обучение для гильдий хирургов, торговцев, и нотариусов; школы барристеров для целеустремленных юристов; канцелярское обучение для государственных служащих; мастерские для художников; и военная подготовка в королевских и аристократических дворах и внутри боевых отрядов.

И наконец, касательно творчества, бесполезность некоторых аспектов средневековой университетского образования, особенно система схоластики, долгое время была объектом сатиры так же, как и высмеивания в памфлетах в средние века. Схоластика – это метод обучения через диалектическое исследование, применяемый к вопросам варьируемых от медицинских до теологических учений. Диалектическое вопрошание за и против позиции было знакомым всем образованным людям и давало возможность некоторым людям мыслить остро и радикально. Философ Петр Абелард (1079 – 1142) использовал этот метод в Париже (до создания университета), чтобы изучать существование Бога; теолог Джон Уайклиф (1330 – 1384) в Оксфоде, чтобы изучать отношение между церковью и государством; учёный-теолог Мартин Лютер (1486 – 1546) в Виттенбергском Университете критиковал 1000 летнюю систему христианской веры и практики, изменив ее навсегда. Вузы не были банальными и предсказуемыми; они готовили не только государственных служащих и церковных бюрократов, но и радикальных мыслителей, чьи работы имели реальное влияние на мышление и которые, несмотря на свою вызывающую критику, умерли в своих кроватях, а не в тюрьме.

Уроки современности
Когда миллионы стремятся получить высшее образование в Европе, США, Индии и Китае – мы встречаемся вызовом по превращению университета в эффективную площадку для обучения, одновременно, пытаясь стать центрами креативности и дерзости. В средневековых университетах молодые люди были временно оторваны от своих домов в период интенсивного интеллектуального и социального взаимодействия с другими студентами и в присутствии вдохновляющих преподавателей. Навыки, которым они обучались, были легко передаваемыми, потому что они были генерируемыми. Такие навыки включали: умение анализировать тексты, аргументировать позицию, рассматривать вопрос со всех точек зрения, задавать вопросы, чтобы найти решение. Студенты обучались гуманитарным наукам по учебному плану в течение столетий, и который включал в себя обучение устным функциональным возможностям с обучением пропорциям и числам. Также как и современные выпускники, некоторые выпускники средневековых вузов служили в своих странах, тогда как другие выезжали за пределы своих стран для продолжения обучения или для работы, вооруженные передаваемыми навыками. Они обучались всему, что было необходимо для критического понимания систем, управления сложными предприятиями, изучения окружающего мира и принятия решений по любым возникающим вопросам.

Люди образованные, таким образом, предполагалось, будут взаимодействовать с людьми, которые были обучены другим наукам; хирурги, нотариусы, архитекторы, художники, торговцы, солдаты и картографы. Гильдии, большие и малые суды, школы подготовки барристеров и семейные семинары обучали людей навыкам, которые помогали стать знаменитыми и богатыми. Комбинация теоретического обучения и практической подготовки были необходимы для произведения таких чудес 13 века, как реновация Вестминстерского аббатства или поэзия Джефри Чаусера спустя один век.

Уроки на сегодня
Размышление о средневековых вузах может дать полезные уроки. Возможно, мы не должны обременять студентов финансовыми вопросами во время их обучения. Такое бремя приводит к снижению успеваемости студентов и влечёт за собой расточительную потерю драгоценного места в вузе. Так как навыки выпускников являются общим благом, все должно быть разрабатываться и поощряться – предоставление студенческих кредитов, грантов, государственная поддержка и фонды, чтобы университеты были доступным.

Другим уроком является то, что вузы не единственные, кто способствует развитию превосходства. Тогда как навыки критического мышления и общения обязательны для всех форм управления, другие формы размышления и деятельности, как дизайн, ремесленное дело и инжиниринг тоже заслуживают поддержку и вознаграждение.

Передаваемость навыков должно стать центральной идеей для высшего образования. Сегодня студенты обучаются литературе, языкам, искусству, социальным теориям, наукам и философии из богатого человеческого наследия. Они развивают свои навыки на основе перечисленных отраслей и учатся анализировать, строить, исправлять и дополнять. Темы для обучения не должны диктоваться грубым утилитаризмом. Для тренировки мышления мы нуждаемся и в математике, и в латинском языке.

Во времена динамичных изменений в высшем образовании политические деятели, президенты и ученые должны учитывать опыт прошлого при построении будущего.



Назад в раздел