Принципы управления государственным финансированием высшего образования



Артур Хауптман – консультант в области государственной политики, специализирующийся на финансировании высшего образования. E-mail: Art.Hauptman@yahoo.com.

За последние 20 лет, выясняя, каким образом используются государственные средства для финансирования высшего образование, я успел поработать с должностными лицами более чем двух десятков стран. Когда меня часто спрашивают о том, какие страны или государства имеют образцовую систему финансирования, которую можно перенять, я не верю что есть страны, успешные во всем, что касается использования государственных средств на содержание высшего образования. И все-таки, существует ряд принципов, позволяющих определить эффективные способы использования государственных средств с учетом необходимости финансовой поддержки вузов, студентов и их семей. Ниже перечислены десять основных принципов.

Роль избираемых должностных лиц
Учитывая, что государственное финансирование высшего образования осуществляется за счет налогоплательщиков, вполне уместно, что избираемые должностные лица должны нести ответственность за то, какая доля государственного финансирования должна выделяться на высшее образование. Принятие решения об объеме финансирования не должно быть делегировано чиновникам или другим не избираемым официальным лицам, так как это будет рассматриваться как отклонение от ответственности.

Важная роль вузов
Процесс выделения вузам государственных средств, по мере возможности, должен быть огражден от политического влияния. Избираемые должностные лица должны определять уровень государственного финансирования, выделяемого на высшее образование, но они не должны играть решающей роли в определении способов распределения этих средств. Подобное разделение ответственности предполагает то, что политические решения часто основываются на предпочтениях, нежели на заслугах вузов. Таким образом, распределением средств занимаются посреднические органы, которые не являются полностью ни государственными, ни вузовскими. Вместе с тем, системы вузов, как правило, распределяют средства лучше, нежели государственные органы.

Взаимосвязанное финансирование, оплата за обучение и финансовая помощь
Эффективные политики, которые управляют тремя компонентами государственного финансирования, это – финансирование вузов, оплата обучения, которую оплачивают студенты и финансовая помощь – зачастую находятся в противоречии. Например, если финансирование вузов направлено на улучшение качества, то финансовая поддержка студентов имеет целью расширение доступа к образованию. Политики могут работать на противоположные цели. Хорошие финансовые стратегии должны быть направлены на выравнивание политических целей для всех трех ключевых компонентов финансирования. Политика финансовой помощи, например, должна быть увязана с решениями в отношении оплаты за обучение. Кроме того, решения о распределении государственных средств между поддержкой вузу и финансовой помощью студентам должно осуществляться в начале процесса выделения средств, вместо того, чтобы выделять финансовую помощь студентам на остаточные средства, как это часто бывает.

Формулы финансирования
Типичные формулы включают в себя компонент затрат, который является важным фактором в определении объема средств, необходимых для одного вуза. Чтобы вычислить затраты на один компонент большинство формул финансирования используют фактические затраты из расчета на одного студента в каждом вузе, либо средний объем затрат на одного студента в этом секторе. Однако данный подход со временем приводит к росту издержек, когда вузы, расходующие больше на одного студента, взамен на это получают от государства еще больше средств. Формула, которая использует нормативные затраты – расчет затрат на одного студента, нежели фактические затраты – должны снизить издержки, так как вузы будут иметь больше стимулов, чтобы быть эффективными в использовании средств.

Спрос и предложение
Политика оплаты за обучение должна вырабатываться с учетом спроса и предложения. Традиционным является мнение о том, что плата за обучение должна устанавливаться ниже затрат, для того чтобы стимулировать спрос и максимизировать доступ к высшему образованию. Но реальность такова, что низкая оплата может ограничить доступ к образованию, ограничивая количество ресурсов, предназначенных для сектора, и, таким образом количество мест, предоставляемых на различных уровнях государственного финансирования. Также, установление низкой платы за обучение было бы несправедливым, поскольку наибольшую выгоду от этого получают, как правило, студенты с высоким уровнем дохода, которые составляют большинство зачисленных студентов. Более эффективным было бы определение платы как доли, которую может оплатить население, измеряемую с учетом среднего дохода семьи или валового внутреннего продукта на душу населения. Этот подход также будет сдерживать негативный эффект от увеличения стоимости платы за обучение, в особенности в период рецессии.

Сохранение высшими учебными заведениями оплаты за обучение
В основном внимание уделяется вопросу о том, кто ответственен за установление оплаты за обучение в государственном секторе – должностные лица государственных органов или вузов. Гораздо меньше внимания уделяется вопросу о том, сохраняют ли вузы эти пошлины или сборы у себя или направляют в правительство для перераспределения, как часть формулы процесса финансирования. Тем не менее, для вузов куда более важным является сохранение средств, так как это позволяет привлечь большее количество студентов. В противном случае, если вузы не будут получать никаких дополнительных средств от поступления большего числа студентов, они будут стремиться ограничивать количество поступающих.

Государственное регулирование контингента в государственные вузы
Одна из основных причин сокращения государственного финансирования для государства и/или вузов – ограничить контингент, чтобы обеспечить адекватный объем средств на одного студента. Хотя сокращение контингента студентов внешне и может иметь смысл, в действительности оно нарушает важные экономические принципы, которые предполагают расширение доступа до тех пор, пока предельные затраты вуза на обучение большего числа студентов не превысят дополнительные доходы, получаемые за счет дополнительных студентов. Вместо того, чтобы устанавливать ограничения на контингент студентов, государство должно использовать намеченный уровень контингента студентов как минимальное количество, которое вузы должны зачислить.

Безвозмездная помощь
Большинство стран оказывает безвозмездную помощь определенной группе студентов в виде грантов, стипендий. Эти меры преследуют несколько целей, которые, однако, могут быть не достигнуты. Также наблюдается тенденция к обеспечению финансовой поддержкой большего количества студентов с целью получить большее политическое одобрение со стороны студентов из категории среднего класса. Для большей эффективности безвозмездная помощь должна оказываться наиболее нуждающимся в ней студентам, либо более успешным учащимся. Лучший способ объединить оба варианта и оказывать наибольшую финансовую помощь наиболее нуждающимся и наиболее успешным студентам.

Вспомогательные студенческие кредиты
Студенческие кредиты стали одной из основных характеристик для нескольких десятков стран всего мира. Тем не менее, одни программы студенческих займов работают эффективно и достигают намеченных целей, тогда как другие оказываются безуспешными. Единственный способ обеспечения эффективности студенческих кредитов заключается в ограничении их использования исключительно на оплату за обучение и другие расходы, а также четком ограничении или исключении возможности брать кредиты для возмещения расходов, связанных с проживанием. В странах, где не хватает ресурсов или недостаточно развита культура предоставления кредитов для поддержки студентов, хорошей альтернативой является повышение платы за обучение для всех и отсрочка оплаты за обучение для тех студентов, которые не могут себе позволить единовременную выплату.

Сильные меры по обеспечению политики
Финансовые меры зачастую выступают мощным стимулом для должностных лиц вузов и студентов, что в некотором отношении способствует максимизации получаемых финансовых средств. Эти стимулы зачастую могут привести к недостаткам относительно качества. Поэтому необходима сильная политика обеспечения качества, которая способна гарантировать рациональное распределение государственных средств. Нужды увеличиваются в случае, если государство не контролирует деятельность вузов или помощь студентам осуществляется в виде ваучеров. Таким образом, чтобы сдерживать несовершенство рынка, секторы высшего образования, которые в большей степени представлены частными вузами, обычно требуют большего обеспечения качества, нежели в случае, когда основными поставщиками высшего образования являются государственные вузы.

Заключение
В целом, я убежден, что если страны и государства будут придерживаться 10 вышеназванных принципов, их финансовые системы будут более эффективными в достижении важных целей политики в области высшего образования.



Назад в раздел