Послевузовское образование в странах Африки к Югу от Сахары: перспективы и задачи



Фред М. Хэйуорд

Фред М. Хэйуорд является консультантом и ведущим специалистом в сфере высшего образования. E-mail: haywardfred@hotmail.com

Система высшего образования в Африке на протяжении десятилетий 1960-х и 1970-х была полна событий и эмоций разного характера: от волнений, креативности до гордости, учитывая то, что профессорско-преподавательский состав был привлечен к инновационным исследованиям, и многие из них заложили основу для управления и развития системы. Качество образования было высоким и университеты пользовались большим уважением. Большинство студентов стремились стать учеными, были довольны сложившейся благоприятной обстановкой и уверены, что они предназначены для руководящих ролей. И начали обучаться по магистерским программам.К началу 1980-х, ситуация для большинства университетов была уже иной – включая нехватку бюджетных средств во время рецессии национальной экономики, репрессии, ограниченную академическая свободу, общественные беспорядки и потерю статуса. Внимание доноров переключилось на начальное образование, финансирование за счет внешних ресурсов упало со 103 миллионов американских долларов в 1994 году до 30.8 миллионов американских долларов в 1999 году.

Появилась напряженность с набором студентов, так как количество студентов увеличилось с 21.000 человек в 1960 году, до 473.000 человек в 1983 году. К 1991 году количество студентов достигло 2.7 миллионов человек, а к 2006 году 9.3 миллионов человек. В результате увеличилось давление на правительства с целью расширения доступа к образованию. Только пять процентов населения студенческой возрастной группы имели доступ к высшему образованию. Спрос на образование увеличился с успехом глобального движения ЮНЕСКО «Education for all (Образование для всех)», так как инициатива направлена на начальное образование, а успешное его применение приведет к большему количеству старшеклассников и, соответственно, к большему количеству будущих абитуриентов.

В то время как государственные расходы в сфере образования оставались на уровне двадцати процентов от общей доли государственного бюджета, за последние 15 лет расходы на студентов снизились примерно на тридцать процентов. Государственные расходы на душу населения упали с 6.800 американских долларов в 1980 году до 1.200 американских долларов в 2002 году, и до 981 американских долларов в 2009 году. Снижение бюджета на душу населения и растущее число студентов во многих учреждениях привели к заполненным аудиториям, снижению реальных доходов преподавателей и сотрудников, и падению морального духа преподавателей. Усилия, направленные на создание программ, предоставляющих высшее профессиональное образование, стало особенно трудным, учитывая их высокую стоимость и более высокие требования к времени персонала.

Нынешнее состояние послевузовского образования
Сфера послевузовского образования расширилась после 1980-х. К 2001 году 82 вуза Африки отчитались, что предоставляют докторские программы. Однако, несмотря на этот рост, только семь процентов студентов обучались на докторских программах PhD (или во французском эквиваленте) от общего контингента студентов.

Финансовые проблемы африканских вузов породили нехватку сотрудников в профессорско-преподавательском составе, где меньше 34% имели академические степени доктора. Это было еще одной проблемой, которая мешала развитию послевузовского образования. Согласно прогнозам Всемирного Банка, в африканских вузах такой тренд с низкой долей студентов, способен породить нехватку в 450.000 преподавателей к 2015 году.

Подготовка кадров высшей квалификации (PhD) в престижных вузах с качественным образованием за пределами Африки обойдется дорого для африканских студентов. Например, степень доктора в Европе и США может обойтись в 200.000 американских долларов или еще дороже. В отличие от этих стран, докторантура в странах Африки к Югу от Сахары намного дешевле. Например, степень в сфере наук и технологий в Гане, для студентов живущих дома, а не в студенческих общежитиях, обойдется примерно в 3.000 американских долларов, в то время как, подобный уровень образования в Южной Африке обойдется в 11.000 американских долларов в год. Поэтому, подготовка кадров высшей квалификации (PhD) на родине или в африканских странах является оптимальным методом повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Снижение финансирования также негативно отразилось на научно-исследовательской деятельности преподавателей. Уровень научно-исследовательской деятельности во многих вузах недостаточно развит для поддержки качественного высшего профессионального образования. Одним из показателей данного процесса является спад количества публикации африканских ученых в международных журналах за последние двадцать пять лет. Публикации ученых стран Африки к югу от Сахары упали на тридцать один процент по сравнению с показателями 1987 года, когда публикации этих стран были на своем высшем пике. Для того чтобы подготовить выпускников магистратур и докторантур высокого качества, вузы должны иметь собственную активную исследовательскую программу и профессорско-преподавательский состав, который будет готов работать в качестве консультантов, наставников и служить примером для студентов.

Другой проблемой является предоставление равных возможностей женщинам в системе высшего образования, как в качестве студентов, так и в профессорско-преподавательском составе. Исследование, проведенное автором в 2009 году, показало, что только двадцать девять процентов студентов магистрантов были женщинами. Эфиопия продемонстрировала самый низкий результат – восемь процентов. Только в Южной Африке ситуация с гендерным равенством была более-менее уравновешена - сорок пять процентов студентов магистрантов - женщины.

Сокращение бюджета также негативно отразилось на инфраструктуре, что, в свою очередь, затрудняет достижение качественного послевузовского образования. По оценкам, понадобится сорок пять миллиардов американских долларов инвестиций, для того чтобы привести инфраструктуру высшего образования в удовлетворительное состояние.

Несмотря на серьезные финансовые проблемы в стране, нехватку персонала, большое количество абитуриентов, и снижение условий труда в большинстве университетов, существуют группы преподавателей и администраторов, преданных своему делу, которые предоставляют качественное образование и пишут превосходные научные работы,. Некоторые центры передового опыта в области послевузовского образования в университетах таких стран как Гана и Южная Африка по-прежнему продолжают предоставлять качественное образование и находят необходимые для этого ресурсы.

Необходимость расширения послевузовского образования
Во многих случаях, развитие докторантуры было непосредственно связано с расширением программ бакалавриата, которым необходимы ограниченные ресурсы. Поэтому отсутствие выпускников по программам докторантуры является одной из проблем нехватки профессорско-преподавательского состава.

Расширение сферы послевузовского образования является необходимой мерой сегодня. Исследования Всемирного Банка и других подобных институтов показали, что развитие высшего образования позитивно влияет на национальное благосостояние. В целом, африканские университеты продолжают предоставлять большинство исследований в Африке, а программы магистратуры являются ключом решения проблемы нехватки кадров в этой сфере.

Краткосрочные усилия по расширению сферы послевузовского образования должны сконцентрироваться на существующих качественных программах – как это сделала Южная Африка с помощью Сообщества по развитию Южной Африки (Southern African Development Community), которая предоставляет более дешевую плату за обучение своим членам. К тому же, сотрудничающие университеты могли бы решать проблему нехватки качественных программ по послевузовскому образованию на местном уровне в регионах.

Основное внимание в разработке послевузовского образования должно быть обращено к высокому качеству. Самым перспективным способом решения проблемы в странах Африки к Югу от Сахары является концентрация ресурсов по нескольким программам с высоким качеством и в странах, где правительство готово инвестировать в эту сферу и сотрудничать с заинтересованными сторонами на региональном уровне. Данные центры привлекут самых талантливых студентов, преподавателей и научных сотрудников, готовых служить на благо народа, которые создадут программы, равные по качеству любым другим программам в мире. Для успешной реализации понадобятся значительные инвестиции со стороны государств, организаций и фондов. Такие цели весьма необходимы для создания хороших магистерских программ в Африке, программы, которые будут созданы на основе существующих примеров в вузах, будут готовы и иметь возможности для создания условий высшего качества научно-исследовательской работы, преподавания программ магистратур и предоставления иных услуг.



Назад в раздел