Бразилия посылает студентов за рубеж для ускорения своего академического роста



Марчело Кнобель

Марчело Кнобель – декан программ бакалавриата, Университет Кампинас, Бразилия. E-mail: knobel@reitoria.unicamp.br

Бразилия недавно запустила программу по значительному увеличению количества бразильских студентов, обучающихся за рубежом. Несмотря на то, что программа финансируется за счет государственных средств, однако будет ли достигнута цель по широкому набору студентов – еще непонятно.

Наука без границ
Сразу же через несколько дней после того как Президент Барак Обама побывал с официальным визитом в Бразилии в марте 2011 г., президент Бразилии Дилма Русеф объявила, что одним из главных приоритетов правительства является отправка 75 тыс. студентов страны для обучения в вузах США. На текущий момент около 8,8 тыс. бразильцев поступили в американские вузы, что соответствует 14-му месту в рейтинге среди подобных иностранных групп. Учитывая, что заявление было сделано с большой долей официальной декларации, каких-либо дальнейших деталей не последовало. Также отмечалась важность подобной программы для естественных наук и технологических специальностей, в основном машиностроения, для того чтобы позволить стране иметь более квалифицированную рабочую силу в этих стратегических сферах.

С момента заявления о начале программы, бразильские исследовательские агентства сформировали программу, называемую «Наука без границ», которая была официально открыта в июле 2011 года. В итоге программа включила в список не только США, но и другие страны. Правительство Бразилии заявило, что оно будет искать частных спонсоров для оплаты стоимости обучения в университетах за рубежом. План включает подготовку студентов бакалавриата (35% стипендий), докторантов PhD (46% стипендий), а также будут предусмотрены стипендии для пост-докторантуры и старших научных сотрудников. Общий бюджет программы на четырехгодичный период составит 2 млрд. американских долларов.

Очевидно, что намерения программы «Наука без границ» существенны, и что международный опыт должен стать важной составляющей системы высшего образования страны, которая все больше выходит на международную арену. Предоставление студентам Бразилии возможности получения международного опыта, рассматривается как эффективная стратегия с геополитической и академической точки зрения.

Высшее образование в Бразилии
Население Бразилии насчитывает 195 млн. жителей. Страна имеет ограниченное число государственных (федеральных или муниципальных) исследовательских университетов, и большое число частных вузов, таких как филантропические/конфессиональные и коммерческие. В последние годы, приблизительно 6 млн. абитуриентов поступили на программы бакалавриата по всей стране, из них 77% поступили в частные университеты. Консолидированные исследовательские центры, являющиеся собственностью штата или федерации, в 2010 году подготовили 12 000 докторов PhD и 41 000 магистров. В период с 1970 по 1980-е гг. были приняты меры по консолидации системы послевузовского образования, включавшие систематическое финансирование послевузовских и пост-докторских программ в стране. Большая часть участников этих программ возвратились в Бразилию и посредством участия в работе государственных вузов, помогла повысить уровень квалификации высшего образования и создать послевузовские программы. После начального этапа, федеральная политика сменила свой курс на усиление различных программ в стране, решительно сокращая количество стипендий для отправки студентов за рубеж. Подобные меры привели к снижению уровня международного опыта профессорско-преподавательского состава исследовательских университетов. Таким образом, предложенная инициатива раскрывает переход текущей федеральной политики системы образования страны в сторону послевузовского образования.

Сравнение с инициативой США по отправке студентов в Китай
Безусловно, программа соотносится с инициативой «100 000 сильных», которая рассматривается как ключевой компонент международной политики администрации Президента США Барака Обамы. Таким образом, это будет согласованная работа, призванная увеличить число и разнообразить состав американских студентов в Китае. Аналогично бразильскому варианту, достижение задач данной инициативы подвергается серьезному сомнению. Однако в противовес бразильскому случаю, администрация Обамы выдвигает на первый план саму проблему, а не финансирование, заявляя, что требуются финансовая поддержка из частных источников.

В тоже время основной проблемой для Бразилии является вопрос: найдется ли достаточное количество подготовленных студентов, способных обучаться в зарубежных университетах? Рассматривая качество и лидерство сектора высшего образования США, например, было бы справедливо предположить, что успевающий студент в университете с высоким качеством образования рассмотрел бы возможность поступления в вуз США по стипендии правительства Бразилии.

Трудно объяснить почему в качестве целевого индикатора была предложена «магическая» цифра 75 тыс.? В 2009 году в бразильские университеты поступило примерно 58 тыс. докторантов PhD и 104 тыс. студентов магистратуры по разным направлениям из них 20 вузов присудили более 100 докторов PhD. Анализируя данную статистику, становится очевидным, что студенты бакалавриата и пост-докторантуры также должны участвовать в программе. В процессе поиска студентов будет проблематичным удостовериться, что имеется достаточное количество студентов, которые отвечают минимальным требованиям по знанию иностранных языков и демонстрируют интерес к обучению в лучших мировых университетах за рубежом.

Приоритеты и финансирование
Программа в основном нацелена на медицину и науки о жизни, и на так называемые сферы STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика). Поскольку страна испытывает ограничения для быстрого развития своего общества, в связи с нехваткой кадров в сферах инженерии и фундаментальных науках (по качеству и количеству). С другой стороны, в ближайшем будущем было бы интересным расширить программу на другие сферы науки.

С точки зрения стран партнеров, программа подвергается критике, в частности со стороны Великобритании, которая сократила государственное финансирование сектору высшего образования на £200 млн. Критики прогнозируют, что бразильские студенты не смогут получить места в вузах, доступных только для студентов Европейского союза и Великобритании. Тем не менее, озабоченность была вызвана тем, что модель финансирования высшего образования Великобритании все больше полагается на привлечение иностранных граждан, которые могли бы иметь трудности при поступлении в британские университеты, если бы они были гражданами Великобритании. С другой стороны, такие долгосрочные партнеры как Португалия, были почти полностью исключены на начальной стадии программы, вызвав, таким образом, негативную реакцию со стороны Португалии.

В конечном счете, самая важная критика программы прозвучала по поводу одностороннего характера программы. Данная программа могла бы стать реальной программой обмена с другими вузами, чтобы поддерживать и стимулировать иностранных студентов к обучению в Бразилии. Это было бы чрезвычайно выгодно бразильским университетам для повышения начавшегося процесса интернационализации вузов. Учитывая общий бюджет программы, вопрос дальнейшего планирования и дискуссий по поводу приоритетов по расходованию государственного бюджета в зарубежных университетах, становится все более актуальным.

Основные заинтересованные стороны предполагают, что программа требует дальнейшего обсуждения и должна основываться на солидном исследовании, которое поможет сформировать политику высшего образования страны, с учетом реальности текущего положения дел.



Назад в раздел