Интернационализация высшего образования в США под угрозой рецессии



Мэдлин Грин и Аделаида Фергюсон

Мэдлин Грин – эксперт Международной Ассоциации Университетов и NAFSA. E-mail: Madelienefgreen@gmail.com.

Аделаида Фергюсон – консультант по международному образованию и развитию. E-mail: Adelaide.Ferguson@gmail.com

Статья базируется на отчете, подготовленном для посольства Австралии «Интернационализация вузов США во времена сокращающихся ресурсов». Статья доступна по следующей ссылке:
http://www.aei.gov.au/Internationalnetwork/
northamerica/PolicyUpdates-USA/Pages/Policyupdates.aspx

Рецессия тяжело ударила по системе высшего образования в США. Безработица достигла 9%, на уровне штатов происходят серьезные сокращения бюджета. В то же время стоимость обучения в вузах за последнюю декаду постепенно повышалась. Прогнозируется усугубление рецессии наряду с потерей предыдущего финансирования по Закону об оздоровлении американской экономики и реинвестировании 2009 года. Законодательство гарантировало покрытие дефицита бюджета (107 миллиардов в 2009 и 89 миллиардов в 2010) на федеральном и местном уровне.

Сокращение федерального бюджета
И без того скромное финансирование международного образования было распределено между различными федеральными агентствами и департаментами страны, что усложняет подсчет всех финансовых сокращений, произошедших в 2011 году. Наиболее известные программы Департамента образования США, программы преподавательских и студенческих обменов, были урезаны на 5.5% - с $635 миллионов до $600 миллионов в 2011 году. Ожидаются дальнейшие сокращения в следующем 2012 году. Например, бюджет комитета государственных и зарубежных операций был урезан на 10% по сравнению с 2011 годом.

Департамент образования США все же финансирует небольшую, но важную часть программ в поддержку интернационализации образования. Радикальные сокращения ($50 млн., что составляет 40%) были сделаны в бюджетах программ Раздела VI и блоке программ Фулбрайт-Хейса на 2011 год, которые в 2010 г были профинансированы на уровне $125 миллионов. Программы Фулбрайта-Хейса главным образом поддерживают докторантов проводящих свои исследования за рубежом; а программы Раздела VI поддерживают различные академические центры, ориентированные на международные исследования. По некоторым программам новые гранты не присуждались. Кроме того, Департамент образования США спонсировал институциональное сотрудничество с Бразилией, Европейским Союзом, Россией и Североамериканской программой академической мобильности - все они будут завершены в 2012 году. В целом прием заявок в Фонд по улучшению послесреднего образования, который обеспечивает финансирование инициатив по интернационализации кампусов, был приостановлен в 2011 году.

Несмотря на то, что программы с внешним финансированием оказывают существенное влияние на некоторые кампусы, большинство инициатив интернационализации страны финансируются за счет ресурсов самих университетов.

Ответные действия высших учебных заведений
Доклад, на котором основана данная статья, был сфокусирован на государственных исследовательских университетах, но полученные выводы в значительной степени применимы и к другим четырехлетним учреждениям. Иногда трудно отделить риторику от реальности, но опрошенные руководители по интернационализации кампуса отмечают положительный и более восприимчивый климат в вузах с выраженным интересом студентов к образованию за рубежом, сильным президентским лидерством и готовностью профессорско-преподавательского состава принять участие в интернационализации. Возможно, в ответ на экономический спад, многие руководители вузов особенно подчеркивают важность согласованных стратегий для реализации международных программ и мероприятий, используя приоритеты и ресурсы вузов.

Другим признаком поддержки интернационализации образования вузами является растущее количество международных членств в профессиональных ассоциациях и их участие в условиях сокращения ресурсов и политики ограничения рекрутинговых поездок. Например, ряд вузов ограничил все поездки за пределы штата в качестве вынужденной меры экономии финансовых средств. За последние несколько лет посещаемость таких ежегодных собраний, как Форум учеба за рубежом, Ассоциации администраторов международного образования и Ассоциации международных экспертов по образованию NAFSA постоянно растет.

Поскольку все больше вузов стремятся к профессионализму в области международного образования, можно предположить, что они увидят выгоду инвестирования в профессиональное развитие сотрудников международных филиалов своих вузов.

Активные усилия по набору иностранных студентов
Все больше вузов США расценивают привлечение большего числа иностранных студентов как один из вариантов решения своих финансовых проблем. Некоторые из вузов даже установили количественные показатели. Например, отходя от прежней политики, кампусам Университета Калифорнии было дано прямое поручение учредителей - увеличить число иностранных студентов.

Неудивительно, что многие учреждения ориентируются на азиатских студентов, в частности на студентов из Китая. Согласно отчету Open Doors в 2009/10 учебном году 18,5% иностранных студентов в Соединенных Штатах были выходцами из Китая, и их привлечение принесло 36,4% прибыли, как доли пяти азиатских стран. Расширение международного набора студентов поднимает новые вопросы и проблемы. Многие вузы имеют ограниченный опыт в области международного набора студентов и минимальный, а зачастую, отсутствующий финансовый бюджет на поездки. При этом, вузы имеют две альтернативы – проводить набор студентов самостоятельно либо сотрудничать с другими вузами, либо нанимать агентов и частных партнеров.

Примерно десять лет назад вузы в различных штатах стали объединять свои усилия для разработки совместных веб-сайтов для иностранных студентов и на текущий момент университеты половины всех штатов США имеют такие веб сайты. Остается неясным вопрос, насколько успешны эти совместные усилия в привлечении иностранных студентов, несмотря на то, что являются экономически эффективными и рассматриваются участниками как ценные инновации.

Тенденция к набору большего числа иностранных студентов выдвинула на центральный план дискуссии об использовании независимых агентов. Несмотря на то, что данная практика хорошо известна в Великобритании, Новой Зеландии и Австралии, вузы США были критично настроены к привлечению агентов. Принимая во внимание, что агенты являются существенной частью рынка высшего образования и для выработки профессиональных стандартов и этики работы агентов, была специально разработана новая организация, Американский Совет по Международному Набору.

Другой подход для набора иностранных студентов заключается в партнерстве с частным сектором путем договоренностей между университетами и частными компаниями, с целью привлечения иностранных студентов на долгосрочные вузовские программы. Университет партнерства INTO, институт Карьеры Каплан и Навитас являются тремя крупнейшими поставщиками таких услуг, использующие различные модели работы. Эти компании заключают долгосрочные партнёрские соглашения с вузами по набору студентов и предоставляют учебные и интенсивные программы, зачастую в сотрудничестве с преподавателями вуза.

Кадровое обеспечение, финансирование и роль сотрудников, отвечающих за международные отношения
Интервью с руководителями филиалов вузов за рубежом демонстрирует их зависимость от общего финансового состояния вуза. Большинство филиалов не испытывали финансовых трудностей по сравнению с остальными структурами вуза, остальные были более или менее защищены. Все респонденты выразили беспокойство по поводу дальнейшего сокращения бюджета 2011/12 учебного года.

Некоторые университеты рассматривают свои филиалы за рубежом как средство для расширения существующих или поиска новых источников финансирования. Например, резкое сокращение бюджета филиала одного из головных вузов вынудило больше ориентироваться на виды деятельности, которые приносят доход, чтобы сбалансировать финансовый бюджет филиала вуза. Кроме того, обучение за рубежом и визовые сборы для иностранных студентов и ученых были увеличены. Часть опрошенных из числа старших должностные лиц, указали, что учеба за рубежом, визовые сборы и программы английского языка обеспечивают поступление дохода для офиса. Некоторые вузы также реорганизуют или перераспределяют свое финансирование.

С ростом вовлеченности вузов в процесс стратегической интернационализации, роль международных экспертов и старших должностных лиц выходит на передний план и более высокий уровень. В настоящее время старший сотрудник вуза, отвечающий за международные отношения, работает в качестве члена ППС, или даже как высокопоставленный эксперт, используя двойную линию отчетности - президенту и проректору вуза. Данные сотрудники имеют большие полномочия по вопросам интернационализации вузов, интегрируя принципы в миссию и стратегический план вуза и развивая партнерские отношения и другие связи, которые выходят за рамки учебной работы за границей или программы обменов.

Международное партнерство становится стратегическим
Встречи на национальных уровнях высшего образования и опросы международных экспертов указывают на тенденции к построению меньшего числа международных партнерских отношений, но с использованием стратегического подхода. Такое развитие событий является результатом большего применения опыта в управлении зарубежными партнерскими отношениями в академическом сообществе; сокращения ресурсов; и извлеченных уроков некоторых громких неудач.

Вузы пересматривают и ужесточают свои процессы проверки и утверждения соглашений, стремясь гарантировать соответствие с вузовскими приоритетами интернационализации, уменьшая количество инициатив и выделяя ресурсы на инициативы, которые принесут больший экономический эффект. Приоритетной задачей становится обеспечение достаточного финансирования, чтобы сделать такое сотрудничество реальным.

Заключение
Вузы пытаются пережить рецессию при помощи сочетания мер по увеличению доходов и сокращению финансового бюджета. Ближайшие несколько лет, будет понятно, является ли текущий кризис очередным циклом, или высшее образование США действительно вступает в эпоху «новой формации». Несмотря на тяжелую ситуацию с финансированием, маловероятно, что вузы, особенно исследовательские университеты, отступят от расширения своей международной направленности.



Назад в раздел