Борьба с неэтичным поведением в высшем образовании



Робин Матросс Хэлмс

Робин Матросс Хэлмс – старший руководитель программ в Институте Международного Образования и владелец Hibrari Connections, фирма по консалтингу в международном образовании, базирующаяся в Вашингтоне. Данное исследование было профинансировано Всемирным Банком. Полную версию данного исследования можно получить у автора. E-mail: robin@hibrariconnections.com

Примеры неэтичного поведения можно найти в образовании по всему миру, независимо от степени благополучия страны, которые охватывают процесс и функцию колледжа и университета – начиная с приёма студентов, учебы и исследований, до финансового менеджмента, найма и продвижения сотрудников. Подобное поведение препятствует эффективному функционированию вузов, размывает общественное доверие, в конце концов, если останется бесконтрольным, потенциально опасно для высших учебных заведений в реализации миссии и обязательств перед заинтересованными сторонами.

В настоящее время для борьбы с неэтичным поведением в системе третичного образования существует множество подходов. Эти меры делятся на четыре категории в зависимости от своей задачи: предотвратить, обнаружить, применить санкции, если было обнаружено, и последняя мера объединяет все предыдущие три меры.

Превентивные меры
Меры, разработанные для предотвращения неэтичного поведения, включают стандартизированные процессы и процедуры, применяемые вузами и правительствами согласно законодательству, которое нацелено на предотвращение неэтичного поведения, определяя его незаконность. Например, автоматизированная сдача экзаменов и других стандартов процедуры отбора студентов, нормативные правовые акты против дискриминации, мошенничества и финансовых правонарушений.

Вузы и организации имеют право внедрить более подробные меры, направленные на улучшение морали и этики, нежели чем на конкретные действия, превентивно предупреждающие неэтичное поведение, посредством создания соответствующей культуры и климата в коллективе, в котором неэтичное поведение не приемлемо. Например, это может включать в себя кодексы чести студентов или этические принципы профессорско-преподавательского состава, установленные вузами и дисциплинарными ассоциациями.

Меры по обнаружению неэтичного поведения
К сожалению, не все случаи неэтичного поведения можно предотвратить. Для того чтобы минимизировать влияние неэтичного поведения, необходимы эффективные и действенные меры по их превентивному обнаружению. В последние годы, новые разработки в области информационно-коммуникативных технологий играют важную роль в раскрытии неэтичного поведения. Были разработаны компьютерные программы для обнаружения плагиата и проверки достоверности степеней. Телефонные «горячие линии» позволили звонить и анонимно докладывать о проблемном поведении, и для этой же цели были разработана электронная версия горячей линии. Кроме выявления отдельных случаев проблемного поведения, разные организации по всему миру используют опросы для исследования более подробных тенденций, показателей и типов неэтичного поведения в данном географическом направлении или системе третичного образования.

Штрафные меры
Меры, направленные на выявление коррупционного и неэтичного поведения эффективны в комплексе с мерами, которые наказывают такое поведение. Наиболее серьезными из этих мер являются судебный иск, в том числе арест и судебное преследование правонарушителей, а также судебные процессы, которые приводят к финансовой или иной ответственности, если будет установлено, что предполагаемый нарушитель действовал незаконно. Такие меры применяются в различных случаях неэтичного поведения, в частности, взяточничество, превышение должностных полномочий при наборе студентов и их обучении, присуждение фальшивых степеней и других ложных документов, домогательство, финансовое мошенничество и неэффективное управление.

Когда проблемное поведение не является правовым нарушением, санкции против нарушителя могут быть приняты руководством вузов, например в случаях академической нечестности, которые могут привести к снижению оценок и отзыва степеней для студентов, а также приостановление или прекращение полномочий преподавателей или других сотрудников. Подобным образом, члены профессорско-преподавательского состава, которые вовлечены в определенные типы академического и исследовательского неэтичного поведения могут быть предметом профессиональных санкций со стороны журналов, дисциплинарных ассоциаций и других академических организаций.

Совокупные меры
Вместе с мерами, предотвращающими, обнаруживающими и наказывающими неэтичное поведение в системе образования, такая процедура как аккредитация предназначена для выполнения мер в совокупности. Аккредитующие органы и другие наблюдательные агентства установили операционные стандарты и стандартизированные процедуры. В случае соблюдения всех процедур, такие меры служат превентивной функцией, снижая возможность вовлечения отдельных лиц в неэтичное поведение, которое может подрывать образовательный процесс, и другие академические и рабочие функции. Требования постоянной отчетности и периодических проверок гарантируют прозрачность и выявляют некоторые аспекты проблемного поведения.

Что работает?
Чем больше принимается антикоррупционных мер, тем лучше. Страны, которые систематично и полностью внедрили такие меры, имеют относительно низкий уровень неэтичного поведения. Например, в США существует сильная система аккредитации, правовые рамки, способствующие эффективному надзору и наказанию нарушителей, подробные институциональные меры, налагающие санкции на студентов и работников, которые ведут себя неэтично, и активно сообщают и публикуют о проблемном поведении. Вместе все эти меры и стороны, участвующие в их реализации, формируют систему сдержек и противовесов, увеличивая шансы на выявление, наказание, и, в конечном счете, предотвращение неэтичного поведения.

В тех странах, где ресурсы ограничены и/или где коррупция глубоко укоренилась, все эти меры невозможно будет реализовать сразу. Правительства, системы и вузы должны определять приоритетные меры, при этом учитывая общий контекст образования – исторический, политический, экономический и т.д. Например, в странах, где коррупция централизована в правительстве, внедрение политики институциональной автономии и наблюдение за деятельностью могут помочь снизить неэтичное поведение в целом. Напротив, там, где коррупция децентрализована, и вузы сами коррумпированы, повышение уровня централизации будет более полезным. Например, поддержка повышенного надзора за ключевыми функциями, такими как процесс приёма студентов. Также должны быть продуманы ресурсы и компетентность. Если правительство не имеет достаточных ресурсов, чтобы качественно установить процедуру приёма студентов, тогда должен быть рассмотрен другой путь предупредить коррупцию. Во всех случаях нужно избегать мер, указанных только декларативно «на бумаге» и которые не представляется возможным реализовать. Такие практики могут нанести больше вреда, чем пользы, демонстрируя реальным и потенциальным нарушителям, что последствия от таких действий минимальные, таким образом, скорее мотивируя, чем препятствуя неэтичным действиям. Такие организации как Всемирный Банк и ОЭСР могут помочь правительствам выявить «лучшие практики» и политики, которые будут эффективны в данном регионе.

К счастью, даже начав с малого, в итоге, можно достичь существенного эффекта. Обучение правительственных и вузовских чиновников и других заинтересованных сторон о негативных последствиях неэтичного поведения, может создать четкую установку и начать изменять поведение. Как только начальные меры приняты, должны быть разработаны более всеохватывающие меры для дальнейшего снижения неэтичного поведения. Общественное доверие будет также расти, система образования и отдельные вузы будут восприниматься как более солидные, и вероятнее всего будут привлекать больше государственного и частного финансирования, что повлечет за собой такие положительные изменения, как уменьшение конкуренции и коррупции в процессе приёма студентов и случаев мошенничества со степенями. Количество рабочих мест для профессоров и преподавателей также может увеличиться, что приведет к меньшей коррупции в области карьерного роста. Заработные платы вероятнее всего будут выше в управляющем совете, что может снизить желание брать взятки в рамках исполнения образовательных и административных функций. Таким образом, как только снижается количество коррумпированных инстанций и неэтичного поведения, создается «благодетельный круг». Уверенность в системе и вузах будет продолжать расти, толерантность к поведению, которое сказывается на качестве и целостности процесса обучения, будет снижаться и далее.



Назад в раздел