Франчайзинг – макдонализация высшего образования



Филипп Г. Альтбах

Филипп Г. Альтбах – стипендиат профессуры высшего образования Монана и директор Центра международного высшего образования в Бостонском колледже.

Почти двадцать процентов студентов, обучающихся на первую британскую академическую степень, не проживают в Соединённом Королевстве, а получают свои степени в одном из тринадцати британских филиалов или в иностранных учреждениях, использующие права британских вузов на условиях франчайзинга. Больше четырехсот договоров франчайзинга было заключено в 2008 году. Университеты Великобритании предоставляет учебный план и обучающие материалы, обеспечивают качество обучения и имеют право присваивать степени выпускникам. Университеты в других странах также применяют систему франчайзинга, например - Австралия и США. Существует мультинациональный франчайзинг и совместная деятельность, например, Британский университет и Индийский институт предлагают обучение в Омане.

С некоторой долей влияния, руководство головного учреждения, руководит направлением обучения и местным управлением в своем филиале. Франчайзинг, по своей природе, является предоставлением учебных программ и степени без
непосредственного участия головного учреждения, по примеру бизнес организаций подобных корпорации McDonald`s, которая продает право на свой "бренд" до тех пор, пока лица, получившие от головного офиса право самостоятельного представительства, придерживаются строгих стандартов и политики корпорации. В связи с этим, Биг Мак (Big Mac) одинаков на вкус по всему миру, и в Чикаго и в Шанхае, где ингредиенты (картофель, мясо, специальный соус) тщательно отбираются, бизнес модели унифицированы, и, наконец, имидж компании тщательно защищается. При этом существует скромный диапазон для адаптации к местным условиям. К примеру, Биг Мак в Эр-Рияде является халал (дозволенное, согласно исламу), а в Бухаресте можно найти Мак Порк (со свининой). Целью всего предприятия является получение прибыли для всех заинтересованных в бизнес сторон.

Основным различием между франчайзами McDonald`s и высшего образования, является то, что первые требуют значительных инвестиций франчайзы - в помещения, установки. оборудование и другие капитальные вложения. Во многих случаях образовательного франчайза требуется лишь аренда помещения с небольшим дополнительным инвестированием. В этой системе бизнеса основным риском является возможность лёгкого выхода поставщиков образования из процесса и оставление студентов на произвол судьбы.

Франчайзинг является еще одним примером коммерциализации высшего образования, где основной целью является только финансовая прибыль

Что в этом плохого?
Если признать, что некоммерческие высшие учебные заведения должны работать за рубежом в новом качестве - коммерческих предприятий, то должен быть рассмотрен ряд вопросов, которые поднимали агентства по обеспечению качества и британские средства массовой информации. А именно, что несколько университетов, как правило, находящиеся на низких ступенях иерархии системы образования, были уличены в предоставлении некачественного образования за рубежом, или, по крайней мере, за неадекватный контроль программ степеней, предлагаемых под их эгидой. Таким образом, была запятнана репутация всей системы британского высшего образования. Очень трудно адекватно контролировать, что происходит от имени головного офиса образовательного учреждения на большом расстоянии.

В недавней статье «Гардиан», старший администратор Ноттингемского университета, который имеет несколько филиалов в Азии, отмечает, что в франчайзинге, зарубежный партнёр может иметь учебный план Великобритании, но не имеет право преподавать, используя ту же систему ценностей, характерной для головного кампуса. Акцент на интерактивное обучение или критическое мышление, например, может отсутствовать. Другими словами, форма, не обязательно содержание, образования может предоставляться франчайзами. В данной форме работы трудно гарантировать адекватное качество образования, и эксперты, проводящие оценку качества, не всегда знают условия за рубежом; обеспечение оценки и ее логистика трудна и часто дорого стоит.

Всё это также вызывает вопрос относительно того, предлагать ли учебную программу по большинству специализаций Великобритании или в других развитых странах будет уместнее предоставить учебную программу по вопросам развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Тем не менее, сутью договора франчайзинга является то, что предлагаемый продукт должен быть аналогичен продукту головного офиса образовательного учреждения.

Однако еще не было проедено никаких исследований, кто является поставщиками франчайзинга в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, которые могут быть различными агентствами. Некоторые являются частными университетами и другими учебными заведениями. Другие являются застройщиками или имеют другой бизнес интерес, чтобы войти в прибыльный рынок образования или включить учебное заведение в новый торговый центр или комплекс кондоминиума. Возможно, нет ничего неправильного с этими спонсорами, но подобная схема работы искажает миссию образования. Как и в других коммерческих инвестициях в систему высшего образования, существует возможность возникновения проблем и конфликта интересов.

Франчазинг высшего образования – растущее явление. На текущий момент, франчайзеры работают по принципу Макдональдс. Интересно было бы спросить, почему никто не рассматривает образовательный эквивалент отелей Интерконтиненталь, выдвигающих цель сегмента рынка более высокого класса - как лучшую модель. (Эта статья также представлена в Times Higher Education, Лондон.)



Назад в раздел