Службы поддержки студентов в Китае



Карен Арнольд – ассоциативный профессор в области высшего образования в Бостонском колледже. 

E-mail: karen.arnold@bc.edu .

Хонг Жу – ассистент профессора Магистерской Школы образования Пекинского университета.

E-mail: hongzhu@pku.edu.cn .

За последние три десятилетия высшее образование Китая стремительно двигалось от элитной системы к массовой. Движимое стремительно растущим числом и разнообразием студентов и внедрением рыночных принципов в сфере высшего образования, администрирование делами студентов начинается появляться в новых формах в высшем образовании Китая. Часто переводимое как «идеологическое образование», психологическое и личностное развитие студентов всегда было частью китайских университетов с учетом организационных структур и их деятельности, включающих «идеологическое и политическое образование».

Основной целью идеологического и политического образования была подготовка новых поколений, обученных в колледжах, для национального развития и сохранения социальной стабильности. Фактически, идеологическое и политическое образование включает в себя обязательные курсы политической теории, истории и доктрины по профилирующим дисциплинам для студентов бакалавриата и магистратуры. Вне стен аудиторий такое образование проникают во внеучебную деятельность и в управление студентами через такие структуры, как студенческий союз. В организационном смысле, идеологическое и политическое обучение в китайском высшем образовании проводится персоналом и по программам в бюрократических отделах на уровне университета, факультета и кафедры под надзором университетского комитета Коммунистической Партии Китая.

В 2004 году китайское правительство опубликовало доклад «Взгляд на дальнейшее усиление и улучшение идеологического и политического образования студентов в системе высшего образования». В соответствие с данным документом университеты должны подготовить профессиональных администраторов управляющих делами студентов для развития у студентов ценностей, убеждений и моральных поступков. Воспитание студента описывается как желаемый результат в контексте политических традиций и патриотизма для национального продвижения. Это не отход от существующего идеологического и политического профессионального образования в китайском высшем образовании.

Однако не случайно, что именно в данное время появилась правительственная директива, в ответ на давление ряда сил, которые сломали прежнюю идеологическую модель воздействия на умы молодежи, поэтому в колледжах директива настоятельно концентрирует внимание на службах поддержки студентов. Один из основных факторов напряженности – это резкий, массовый рост системы высшего образования Китая. Хотя данный подъем помог увеличить контингент студентов, что привело к успеху, расширение сектора высшего образования сопровождалось экономическими и социальными изменениями условий, что привело к большой степени стресса и недовольства у студентов.

Зачем нужна служба поддержки студентов?

В конце 1980-х годов, в рамках своего большого перехода к рыночной экономике в Китае была установлена плата за обучение для зачисленных студентов и было отменено обеспечение выпускников государственным трудоустройством. Требование найти работу после окончания учебы оказалось сложным для выпускников вузов из-за неясности в карьере и несостоятельности студентов найти работу в предпочтительных регионах. Соперничество при поступлении в вуз во время прохождения национального экзамена является знакомым напряжением для китайской молодежи, но продолжение ожесточенного соперничества и общеизвестная неопределенность будущей карьеры среди зачисленных студентов стало новым явлением. Огромное количество нетрудоустроенных или плохо трудоустроенных выпускников вузов представляют угрозу социальной стабильности государства. Даже выбор карьерного пути становится проблемой, т.к. студентам часто не разрешают сделать выбор предпочитаемой ими специальности, студентам практически всегда запрещено менять специальность. Политика одного ребенка также играет роль в сегодняшних проблемах студентов. Для обеих родителей планы на их будущее, статус и уход на пенсию, связаны с их единственным ребенком. Будучи избалованным и защищенным от неопределенности и препятствий, это поколение заветных единственных детей может быть особенно неподготовленными для противостояния этим давлениям. Студенты также не могут обратиться к профессорам за личной поддержкой; ряд недавних исследований в Китае свидетельствует о незначительных взаимоотношениях между студентами и преподавателями вне стен аудитории.

Организационные и административные структуры в существующих университетах оказались несостоятельными для разрешения конфликтов этих переменчивых комбинаций соперничества, неопределенности и уязвимости. Мошенничество в учебной работе является обычным явлением. Резко увеличилось количество суицидов среди студентов. Также стремительно растет число инцидентов студенческой жестокости. Привычными и нерешенными остаются проблемы психического здоровья студентов. Хотя университеты значительно улучшили свою инфраструктуру, переполненные студенческие общежития остаются проблемой, а студенты выражают недовольство уровнем преподавания на кампусах и внеучебной деятельностью. Увеличивается уровень дискриминации студентов с низким социальным и экономическим статусом.

В ответ на эти серьезные проблемы студентов и для сохранения правительственной политики, университеты по всему Китаю создают новые и измененные административные должности и структуры, ответственные за оказание неакадемических (внеучебных) студенческих услуг, такие как карьерное консультирование, служба психологической помощи, советы по финансовой поддержке. Университеты запустили магистерские и докторские программы для подготовки профессиональных администраторов для службы поддержки студентов. Ученые в области высшего образовании начали проводить исследования жизни студентов для разработки институциональной политики, основанной на фактах. Например, Университет Цинхуа инициировал широкомасштабное исследование жизни студентов, выбрав для этого представительную группу китайских университетов. Пекинский Университет проводит другой крупный исследовательский проект, финансируемый правительством и изучающий вовлеченность студентов в вузах Пекина. Небольшая, но растущая академическая литература об администрировании служб поддержки, направленных на изучение жизни китайских студентов, систематически указывает на нестандартизированную подготовку, слабый профессионализм, отсутствие теоретических основ и низкий статус администрирования службы поддержки студентов.

Потенциальные направления

Стимул для развития службы поддержки студентов в Китае очевиден. На ранней стадии не было совсем ясно, как будет формироваться эта профессия. Со структурной точки зрения, нынешняя административная система имеет два разных направления. Подразделения по делам студентов, предоставляющие услуги студентам, находятся под руководством общей администрации. Наблюдение за личностным развитием студентов, включая идеологическое, политическое и моральное воспитание, ведётся университетской ячейкой Коммунистической Партии Китая. Сотрудничество между этими самостоятельными подразделениями будет играть важную роль в управлении делами студентов.

Концептуально, три отдельных вопроса можно потенциально отнести к траектории службы поддержки студентов. Самое очевидное из них – это призыв правительства к более эффективному идеологическому и политическому образованию. Эта дискуссия делает акцент на организационном направлении и руководстве для студентов. Администраторы в китайском высшем образовании и ученые сферы высшего образования также изучают зрелую модель служб поддержки студентов, особенно в американском высшем образовании. Поднимаются фундаментальные вопросы о том, должна ли служба поддержки студентов быть структурой по управлению студентами, службой поддержки студентов или отделом для развития личностных качеств студентов. Третий и последний вопросы фокусируют свое внимание на развитии лидерских, творческих, мыслительных способностей у студентов и на вопросах, относящихся к общему образованию, реформе в преподавании и обучении высшего образования. Вместе все эти три направления должны сформировать единую структуру - службу поддержки студентов с акцентом, как на студенческие объединения, так и на услуги, направленные на удовлетворение запросов студентов, которые уделяют внимание общему развитию студента, их академическому и неакадемическому опыту. В противном случае, если эти три направления останутся раздельными друг от друга, служба поддержки студентов может развиваться как функция по управлению с ограниченным охватом и незначительным философским видением.

Становится ясно, что все больше университетов будут создавать профессиональные послевузовские программы по администрированию в высшем образовании и управлению делами студентов. Штат администрации по студенческим делам будет продолжать расширяться, особенно в области консультирования по будущей карьере и поддержки студентов. Число эмпирических исследований об опыте студентов колледжей будет возрастать наряду с исследованиями о профессионалах в области управления делами студентов и организационных структурах. Правительство Китая будет следить за результатами экспериментов с либеральными программами на базе топовых университетов и будет распространять перспективные модели. Быстро распространяющиеся и неопределенные модели целей служб поддержки студентов, по видимому, приведут к периоду, когда появятся новые формы и статус служб поддержки студентов.

Преимущества и вызовы

Высшее образование в Китае уже функционирует по модели «сильной когорты» студентов, которые живут и учатся вместе. Советники, академические кафедры, которые финансируют мероприятия, Союз Молодежи Коммунистической партии будут осуществлять свою работу среди многих существующих структур, которые воспитывают объединения и обучение студентов. Китаю необходимо развивать теоретическую базу и профессиональные нормы служб поддержки студентов. Университеты могут развиваться на базе современной практики, которая может стать моделью поддержки студентов и целостного личностного развития. Необходимо проводить дополнительные исследования для оценки институциональной практики и организационных мер, которые затрагивают обучение и благосостояние студентов.

Достигнув значительного роста высшего образования весьма быстрыми темпами, внимание Китая сосредоточено на качестве высшего образования, которое открыло возможность существенных изменений как в структуре обучения студентов, так и в их личностном развитии. Недавно опубликованный правительственный документ «Национальная реформа образования и долгосрочная программа планирования» подчеркивает целостное развитие студентов университетов. Такие официальные заявления, наряду с исследовательскими проектами и институциональными усилиями, свидетельствуют о возникающем движении по развитию студентов в Китае, контуры которого все еще формируются.



Назад в раздел