Новые направления в сфере частного высшего образования Индии



Паван Агарвал

Паван Агарвал – старший специалист в Правительстве Западной Бенгалии (Индия) и автор книги «Высшее образование в Индии: взгляд в будущее» (Sage, 2009). Взгляды, изложенные в данной статье, являются выражением мнения автора.

Е-мейл: apawan08@gmail.com

В частных университетах Индии учится более одной трети всех студентов и около четырех пятых из них – в профессиональных высших учебных заведениях. И хотя учебные заведения, финансируемые из частных источников, в стране возникли уже давно, их бурный рост – это сравнительно недавнее явление. Сейчас новые частные вузы укрепляют свои позиции и создают новые кампусы, вводят новые программы обучения и расширяют свою географию. Как следствие этого, возникают целые сети частных вузов.

Если раньше такие учебные заведения создавались на средства трестов, филантропических обществ с участием общественности или религиозных групп, то сейчас такие сети – в основном семейные учреждения. Новые учебные заведения занимают места не на обочине, а на передовой линии высшего образования, отличаясь, таким образом, от сети учебных центров организованных, например, Национальным институтом информационных технологий, которые заняли значительное место в сегменте рынка образовательных услуг, связанных с обучением информационным технологиям благодаря инновационной франчайзинговой модели. Большая часть таких сетей начинала с малого (лишь немногие выпускники таких школ продолжали обучение в университете), но со временем они выросли и достигли высот в своем развитии.

Ранние инициативы

Институт технологии и наук Бирлы, Пилани, является одним из старейших и, вероятно, поэтому самым престижным в сети подобных учебных заведений. Он уже закрепил свои ведущие позиции, разработав различные учебные программы и усилив связи с производством. Институт появился в начале девятисотых как небольшая школа, которая затем переросла в несколько колледжей, обучавших студентов по различным специальностям – от гуманитарных до технических. Так продолжалось до 1964 года, когда колледжи объединились в частный университет. Создав свои филиалы в Гоа и Хайдерабаде и за пределами Индии (в г. Дубае), Институт Бирла в настоящее время превратился в крупный университет с несколькими кампусами, в которых обучается около 9000 студентов, и еще 19,000 учащихся проходят подготовку в учебных центрах без отрыва от производства.

Группа «Манипал Эдьюкейшн», флагманом которой является университет Манипал, – это ведущий игрок в сфере профессионального образования и дистанционного обучения в стране в настоящее время. Начало этой группы было положено в 1953 году с открытия медицинского колледжа. Сейчас в ее составе 24 колледжа, в которых учится 80,000 студентов по разным специальностям и программам. Манипал, скромный провинциальный городок на южном побережье Индии, превратился в основной кластер высшего образования. Если раньше он специализировался на технике и медицине, то сегодня он предлагает программы по гуманитарным и социальным наукам. Группа уже давно поняла потенциал фактора глобализации и эффективно распространяет накопленный опыт за рубежом, сделав свой бренд популярным в других странах. «Манипал Эдьюкейшн» выделила 90 млн. долларов США на модернизацию кампуса и создание четырех филиалов, на каждый из которых было потрачено от 25 до 30 млн. долларов США. Чтобы стабильно развивать свои филиалы в Непале, Малайзии и Дубае, группа полностью выкупила долю Американского университета Антигуа и вышла в 2008 году на Карибский рынок. Следующими в планах группы значатся Оман, Индонезия и Вьетнам. Международная деятельность приносит ей более 50% дохода.

Университет Симбиоз, основной кампус которого находится в Пуне, был организован в 1971 году и с первых дней нацелен на обучение иностранных студентов. Сейчас в его состав входят 33 учебных заведения, которые разместились в 9 кампусах. Количество студентов дневного отделения составляет 45,000, еще 100,000 учатся по программам дистанционного обучения. Это учебное заведение в 2002 году получило заслуженный статус университета. Признавая тот факт, что вуз обучает студентов более чем из 60 стран, университет был переименован и в 2006 году получил новое название – Международный университет Симбиоз. Образовательное общество «Апиджей», которое начало образовательную деятельность около 40 лет назад с простой школы, прошло долгий путь, прежде чем превратилось в университет, состоящий из 13 вузов, с 32,000 студентов, обучающихся по 80 специальностям.

Новые инициативы

В 1984 году был создан Индийский институт дипломированных финансовых аналитиков для обучения финансовому менеджменту студентов, служащих и профессионалов, а в 1985 году появилась программа CFA (популярная за границей). Сегодня он объединяет семь частных университетов в Утараханде, Трипуре, Сиккиме, Мехалае, Нагаланде и Джерханде. Еще три планируется открыть в Раджастане, Чхатисгаре и Пунджабе. Каждый университет является отдельным и независимым юридическим лицом, обучает бакалавров и магистров в кампусе на дневном отделении и ведет подготовку по другим программам в более гибком формате обучения. Хотя это учебное заведение довольно поздно вышло на рынок образовательных услуг, сейчас это крупнейшая сеть вузов, разбросанных по всей Индии, в которых обучается несколько сотен тысяч студентов.

Университет Эмити, основанный лишь 10 лет назад, имеет в своем составе два вуза и 70 учебных заведений; 50,000 студентов обучаются здесь по 130 различным программам – от общенаучных и гуманитарных до специальностей в области средств массовой информации. На реализацию этих программ уже потрачено около 220 млн. долларов США и в следующие два-три года планируется вложить еще 450 млн. долларов США, чтобы количество студентов в течение пяти лет достигло 500,000. За последние пять лет ежегодный прирост студентов и дохода составлял 50%. Теперь планируется ежегодно удваивать эту цифру. PSG группа, основанная в Каимбаторе, в состав которой входит 10 колледжей с общим количеством студентов 16,992 человека, скоро получит статус университета. Основанная в Бенгалуру Джайн Группа состоит из 21 учебного заведения с общим количеством обучающихся 16,400 человек, 1,750 служащими. В ближайшие 10 лет планируется открыть еще 100 колледжей. В каждом штате или регионе возникают все новые сети вузов. Даже штаты, которые отставали в развитии частного профессионального образования, начали догонять остальных из чисто прагматических соображений. Западная Бенгалия имеет теперь Техно-индийскую группу, которая объединяет 14 профессиональных учебных заведений в Мумбае, Дели и Бенгалуру.

Будущее сетей частного образования

Деятельность частных вузов, объединенных в одну сеть, диктуется соображениями эффективности и маркетинговой стратегией. Такие учебные заведения объединены под одним брендовым названием. Это не просто маркетинговый ход, это стратегия, целью которой является объявление того, что скопированный вуз с головного высшего учебного заведения для местного населения представляет аналогичные услуги как центральное учебное заведение.

Хотя лишь некоторые из тиражированных вузов имеют некоторую автономию, ключевая идея состоит в том, чтобы предложить стандартный набор учебных планов, методик преподавания, единые требования к набору учащихся, достижения высокой эффективности деятельности вуза. По мере их распространения по всей стране эти сети начинают применять все более стандартизированные организационные процедуры и управления.

Основным источником финансирования в таких вузах для покрытия текущих расходов и накоплений для последующего развития является плата за обучение. Благодаря растущему спросу и экономии они способны извлекать прибыль. Поскольку индийское налогообложение предусматривает, что прибыль в некоммерческих организациях идет на развитие, а не делится между учредителями, то основная часть ее идет на развитие и укрепление материально-технической базы. В результате такие сети вузов продолжают расширяться и скоро станут силой, с которой индийскому высшему образованию придется считаться.



Назад в раздел