Реформа финансирования высшего образования в Армении



Артур Хауптман - консультант по вопросам государственной политики в области финансовых вопросов высшего образования в г. Армингтоне, штат Вирджиния. 

E-mail: hauptman_a@yahoo.com. 

Левон Бархударян - проректор Армянского государственного экономического университета, дважды экс-министр финансов Республики Армения в 1990-х. Сергей Баласанян - финансовый эксперт в области образования и член группы по подготовке финансовой стратегии в высшем образовании.

Чтобы понять сегодняшнее состояние Армении в области высшего образования, необходимо вспомнить время распада советской системы в конце 1980-х и начале 1990-х, когда новое правительство Армении приняло много реформ во всех секторах системы образования, включая высшее образование. Реформы высшего образования в середине 1990-х включали распределение государственных средств как больших сумм для университетов (вместо прежней системы составления бюджета по статьям). К тому же, в 2004 году законодательство Армении дало право армянским университетам на самоуправление и свободу в своих действиях.

За последние два десятилетия несколько тенденций послужили основным стимулом для дальнейших реформ. Прием студентов в государственные университеты Армении существенно вырос с 2003 года, студенты, обучающиеся на платной основе, полностью обеспечили весь этот рост, так как число студентов, обучающихся за счет государства, едва ли изменился. В результате, сегодня доходы от оплаты за обучение составляют свыше 80% финансирования в государственном высшем образовании Армении. Это увеличение неустойчиво и отражает мотивацию для выработки новой финансовой стратегии для данного сектора.

Текущая структура финансирования

Модель финансирования Армении схожа с той, которая обширно использовалась на постсоветском пространстве, и имеет две отличительные черты: двухсторонняя плата за обучение и государственные ассигнования университетов, зависящих от квотирования. При такой структуре правительство ежегодно принимает решение о количество необходимых для страны специалистов и выделяет полное финансирование через университеты для выполнения данной задачи. Сумма, выделенная правительством на студентов, основана на нормативной стоимости, которая, как правило, ниже средних затрат на одного студента. По этой причине суммы, взимаемые за обучение со студентов-платников, используются для субсидирования обладателей государственных грантов, и это составляет значительную часть доходов, которые получают университеты.

Хотя контингент зачисленных студентов увеличился, финансирование, выделяемое государством на высшее образование, сократилось, как в реальном измерении, так и в размере на каждого студента. Большинство наблюдателей полагают, что такой исход привел к значительному ухудшению качества преподавания и научных исследований из-за нехватки государственных финансовых ресурсов и отсутствия эффективного процесса обеспечения качества.

Основные проблемы и вызовы

Высшее образование Армении переживает те же самые ключевые проблемы, с которыми имеют дело многие другие страны. Они включают неравный доступ и справедливость, низкое качество и актуальность, низкий уровень производительности.

Неравный доступ и справедливость. Хотя за последние годы прием в высшем образовании Армении резко увеличился, пока уровень соответствующей возрастной группы остается ниже среднего международного уровня. Кроме того, доступ неравномерный. У учащихся с низким уровнем дохода и выходцев из сельской местности намного меньше шансов получить доступ к высшему образованию в Армении, чем у студентов из более обеспеченных семей или городов.

Низкое качество и актуальность. Существует множество причин для беспокойства относительно качества высшего образования в Армении. Во-первых, текущие процедуры по обеспечению качества не соответствуют признанным эквивалентам, применяемым в Европе. Во-вторых, в аудиториях присутствует коррупция. Отсутствие соответствия также представляет проблему в Армении. Хотя текущая ситуация в области трудоустройства и поиска работы выпускниками как-то улучшилась, очевидны структурные несоответствия между квалификацией выпускников и требованиями рынка труда. В данный момент только одна треть выпускников трудоустроена и их заработная плата лишь слегка превышает оклад тех, кто еще не окончил обучение.

Низкий уровень производительности. Поразительная статистика относительно высшего образования в Армении говорит о низком показателе соотношения количества студентов на одного преподавателя. Средний показатель в армянском высшем образовании меньше 10:1; это на две третьи меньше, чем средний уровень в ОЭСР. Анализ соотношений количества студентов на одного преподавателя, количества студентов на одного не преподавателя и платы за обучение также показывает противоположную связь между первыми двумя показателями и последним индикатором.

Разработка стратегии финансирования

Для преодоления вышеуказанных трудностей в Армении разрабатывается стратегия финансирования высшего образования. Эти реформы будут направлены на улучшение участия, снижение неравенства, улучшение качества и актуальности, повышение общей производительности данного сектора, а также на дальнейшее достижение соответствия Болонскому процессу.

Финансирование вузов с учетом результативности. Суть этой ключевой реформы заключается в продвижении к более современной системе финансирования, основанной на результатах и производительности. Предлагается система, по которой из бюджета будут ежегодно финансироваться затраты за каждого выпускника, получившего степень, государственным и частным вузам. Для достижения большей эффективности сумма выплат будет основываться на пересмотренной норме стоимости, которая более точно отражает текущие и запланированные условия рынка труда. Кроме того, присвоенные степени должны будут приведены в соответствие с положениями об обеспечении качества и требованиями Болонского процесса.

Гранты за заслуги и для социально незащищенных. Для того, чтобы улучшить эффективность новой структуры, основанной на результативности, предлагается заменить текущую систему грантов и стипендий новой грантовой программой за заслуги и для необеспеченных. Особенности данной новой программы включают в себя критерии получения грантов за заслуги, идентичные тем, что ныне используются для выявления обладателей стипендии; гранты для социально незащищенных, основаны на официальных оценках правительства; критерии, легко поддающиеся проверке, для определения бедности семьи (например, затраты на электроэнергию).

Студенческие кредиты. Существует один инструмент, который часто используется для увеличения доступа к высшему образованию посредством студенческих кредитов. В Армении пилотная программа для студентов магистерских программ в актуальных для общества сферах может быть принята как часть новой финансовой структуры.

Инновационный фонд конкурентоспособности. С целью поощрения университетов повысить качество преподавания и реализовать столь необходимые инновации, правительство планирует учредить фонды конкурентоспособности.

Финансирование капитальных расходов. Фундаментальный недостаток текущей структуры финансирования в Армении – это то, что оплата студентов-платников составляют основной источник финансирования капитальных расходов. Таким образом, сегодня студенты покрывают всю сумму капитальных расходов на благо будущих студентов. Следовательно, правительство должно создать бюджет для капитальных расходов или разрешить университетам брать займы для финансирования капитальных проектов.

Усиление обеспечения качества. Осознав приоритетность усиления обеспечения качества в высшем образовании, правительство учредило центр по обеспечению качества, который разрабатывает стандарты и руководящие принципы для реализации улучшения деятельности вузов. Предлагается, что проведение аккредитации как государственных, так и частных вузов Национальным центром по обеспечению качества профессионального образования, будет основой для получения государственных средств. Кроме того, будут прилагаться усилия по сокращению коррупции в вузах, выдвигаться требования по предоставлению дополнительных данных для университетов, как части процесса аккредитации.

Интеграция научных исследований и преподавания. Еще один большой недостаток текущей структуры высшего образования в Армении – это проведение большинства исследований отдельными университетами, что препятствует университетам предлагать высококачественный образовательный опыт. Один из методов улучшения качества- это более глубокое интегрирование исследований и преподавания, необходимо требовать от исследовательских институтов сотрудничать с университетами с целью получения государственных средств.

Стимулирование крупных частных вложений. Для привлечения большей финансовой поддержки из частного сектора предлагается предоставить частным вузам право получать финансирование, основанное на результативности, и государственные гранты для стипендий, а также льготы по сокращению подоходного налога. Более того, налоговые льготы помогут компаниям сделать свой вклад в создание грантов, библиотек, университетских исследований.

Цель этих реформ заключается в том, чтобы позволить системе высшего образования Армении отойти от устаревшей и неэффективной политики в сторону передовых международных трендов. 



Назад в раздел