Египетское частное высшее образование на перепутье



Даниэл Леви - заслуженный профессор и директор Программы исследований частного высшего образования, Университет штата Нью-Йорк в г. Олбани. 

E-mail: dlevy@albany.edu

Мэнар Сабри работал в международных и египетских агентствах по разработке государственной политики, имеет степень PhD Университета штата Нью-Йорк в г. Олбани. 

E-mail: msabry@albany.edu .

В каждом выпуске журнала «Международное высшее образование» размещаются статьи по Программе исследований частного высшего образования (PROPHE) Университета штата Нью-Йорк в г. Олбани. (http://www.albany.edu).

Революция, которая сокрушила режим Мубарака, открыла дверь в неизвестное политическое, экономическое и социальное будущее. От этого будущего будет зависеть и высшее образование. Поэтому очень важно исследовать судьбу частного высшего образования. Ожидает ли частное высшее образование продолжительный рост или же его развитие будет заторможено политическим популизмом, или оно возьмет совершенно другой курс развития? Революции всегда противопоставлялись частному высшему образованию.

Революция в Египте произошла в период национального и всеобщего регионального роста частного высшего образования. Ближний Восток действительно был последним регионом для зарождения в нем частного высшего образования. Не считая редких исключений, таких как Американский университет в Каире, частное высшее образование впервые появилось в последние два десятилетия. Египет впервые легализовал частное высшее образование, приняв закон 1992 года. Египет может стать самой влиятельной страной в Арабском регионе как и в социальной, культурной и политической сферах, так и в формировании трендов, в том числе и в высшем образовании.

Размер и рост частного сектора высшего образования

Доля частных вузов в высшем образовании Египта очень мала, что связано с их сравнительной молодостью. Лишь 4,2% (2010) от общего числа в 1,8 миллиона студентов в Египте учатся в частных университетах. Однако количество студентов в частных ВУЗах удвоилось за последние 5 лет, в это же время количество частных университетов выросло до 20 из общего числа вузов в Египте равного 39. Некоторые новые частные университеты и еще не достигли намеченных целей в приеме студентов, но они имеют потенциал для роста частного сектора высшего образования. Частный сектор уже имеет 83% контингента от общего числа неуниверситетских студентов. Хотя общее количество неуниверситетских студентов еще не достигает половины миллиона человек, их доля настолько высока, что частные университеты обучают 19% всех зачисленных студентов в секторе высшего образования в Египте.

Такая доля студентов в частных университетах значительно ниже мирового показателя (31%), но вполне типична для Арабского региона. Хотя частное неуниверситетское образование существовало во многих ближневосточных странах, государственное образование было нормой во всех странах до 90-х годов, за исключением Ливана. Но частный сектор, включая частные университеты, охватил почти все арабские страны, хотя и объемы зачисления студентов разнятся в этих странах. Доля студентов, обучающихся в частном секторе, достигла 66% в Бахрейне, 55% в Ливане, 36% в Иордании, 28% в Омане и 21% в Йемене. В то же время, Сирия, Марокко, Саудовская Аравия и Тунис среди тех стран, где доля студентов, обучающихся в частном секторе, равна менее 10%.

С другой стороны, измерение числа студентов на платной основе в Египте и во многих других арабских странах усложняется таким явлением, что студенты обучаются в государственных университетах на платной основе. В действительности, бюджета, выделенного государственным университетам, не хватало на покрытие растущего спроса на высшее образование, но политические и экономические обязательства обеспечения бесплатным образованием не позволяли государственным университетам вводить оплату за обучения для повышения своих доходов. Из данной проблемы один выход – рост числа частных ВУЗов. Второй выход – создание «параллельных программ» в государственных университетах для студентов, которые будут платить за свое обучение. Студенты предпочитают государственные университеты в силу их более высокого качества, статуса и легитимности, но многие из них не могут поступить по выделенной государственной квоте. Поэтому они готовы учиться платно, переплачивая в сравнении с их сокурсниками в тех же вузах. Эти параллельные программы подвергаются критике из-за низкого качества и стоимости обучения, которая нередко сопоставима со стоимостью обучения в частных университетах.

Недавно в Египте был наложен запрет на параллельные программы. Однако этот шаг никаким образом не отражает отношение революции к частному высшему образованию. На самом деле, решение о закрытии параллельных программ было принято еще администрацией Мубарака и только сейчас исполняется новым временным правительством.

Регулирование

Но какая политика представляет вызов для частного высшего образования? Временное правительство приняло очень мало мер в сфере высшего образования, к большой досаде оппозиции. Только, что назначенный министр, бывший вице-президент Школы послевузовского образования и исследований Каирского университета, также был вице-президентом в частном университете, имеющем связи с британцами, и консультантом французского партнёра этого университета. Это все не предвещает в ближайшее время политики, направленной против частного высшего образования. Неизвестно, что может произойти под руководством нового избранного правительства, но общие тренды и перспективы необходимо проанализировать.

В общем, нет сигналов наступления революции на частное высшее образование. Философия этого сектора принята обществом (за исключение про-марксистких левых групп). Более того, частный сектор на данный момент не имеет приоритета в образовательной составляющей политических программ ни одной из партий в Египте. Большая часть риторики реформ в высшем образовании сводится к неопределенным доводам и провозглашению туманных идеалов «справедливости», «равенства» и «прозрачности». Тем не менее, такие идеалы очень часто приводят к госрегулированию, которое оказывает давление на высшее образование, хоть и без враждебного умысла.

До своего назначения новый министр говорил о том что, университеты столкнулись с проблемой низкой квалификации зачисляемых студентов. Он уделяет особое внимание необходимости в четких критериях приема студентов на магистерские, докторские и исследовательские программы. Но вопрос остается открытым: как ввести необходимые критерии отбора и приема студентов и при этом поддерживать или расширять количество принимаемых студентов? Следует отметить, что частные университеты вне пределов США редко занимаются исследовательской деятельностью. Фактически, разрабатываются нормы регулирования, которые регламентируют проходной балл экзамена, максимальное количество зачисленных студентов и минимальный процент ППС, работающих на полную ставку. Но самый жизненно важный вопрос для частного сектора высшего образования: как и в какой мере эти меры регулирования будут внедряться? Министр образования также призывает частные университеты особо не рассчитывать на профессоров из государственных университетов.

На чем будет сосредоточено внимание государственной политики, учитывая различия частных и государственных университетов? С одной стороны, новый министр утверждает, что частные университеты должны отличаться, а не дублировать государственные университеты, и поэтому частные университеты должны предлагать новые программы. Это выглядит довольно недружественной мерой в отношении понятия открытой конкуренции между частным и государственным секторами. С другой стороны, учитывая революционные настроения касательно равенства и привилегированного социального происхождения большинства студентов частных вузов, регулирование доступа и максимального лимита на оплату за обучение могут продолжаться. Уже становится очевидным, что государственная политика создает препятствия для прибыльного частного сектора высшего образования, создание которого связано с пагубными связями между режимом Мубарака и бизнесом. Опять-таки, новый министр поддерживает расширение некоммерческих частных университетов. Также предложения адекватного участия могут привезти к новому регулированию представительства государства в коллективах университетов.

Новые меры регулирования, конечно, не будут единственными определяющими факторами перспективы развития частного высшего образования. Свернёт ли государственная политика систему высшего образования с капиталистического пути развития, который принес экономический рост вместе с растущим неравенством в обществе? Восстановится ли экономический рост, обещавший благоприятные условия для роста частного высшего образования, или всё же сегодняшняя экономическая нестабильность полностью омрачит эти перспективы? 



Назад в раздел