Что думают иностранные студенты о высшем образовании США?



Патрисия Чоу - сотрудник отдела исследований и оценки Института международного образования, Нью-Йорк.

E-mail: iieresearch@iie.org (для более подробной информации или для запроса копии доклада).

Согласно Отчету «Открытые двери»* по международному образовательному обмену в Соединенных Штатах в 2009-2010 году обучалось рекордное число иностранных студентов - 691 000 человек из 200 разных стран и регионов. Тогда как США не имеют национальную политику по привлечению иностранных студентов, другие страны – как традиционные игроки, так и новые участники – приняли стратегии, способствующие созданию конкурентной глобальной среды для привлечения талантливой молодежи со всех уголков мира. За последние годы многие страны усилили попытки интернационализировать свои академические организации образования, и студенты по всему миру теперь предпочитают учиться за рубежом по более широкому спектру направлений.

Чтобы понять, что же думают потенциальные иностранные студенты во всем мире о высшем образовании США, Институтом международного образования при содействии Бюро по делам образования и культуры Госдепартамента США и Education USA были проведены опросы молодежи по восприятию и оценки обучения в США в одиннадцати ключевых странах. Были заданы следующие исследовательские вопросы: почему студенты из других стран желают обучаться в Соединенных Штатах? Какие программы они выбирают? Предпочитают ли они Соединенные Штаты другим ключевым странам? Какие трудности приходится преодолевать студентам, желающим получить образование в Соединенных Штатах? Институт международного образования начал опрос студентов во Вьетнаме и Индии в 2009 году; затем – в Мексике, Таиланде и Гонконге весной 2010 года; в Бразилии, Германии, Турции и в Великобритании – летом 2010 года; в Нигерии и ЮАР – осенью 2010 года. Всего было получено 9 330 ответов.

Анкеты респондентов

Большинство респондентов по всему миру составляли женщины - 55%; 35% из опрошенных были на тот момент учениками средней школы; 40% были студентами-бакалаврами (или закончившими бакалавриат, но не имевшими высшую степень); 15% были студентами со степенью магистра или PhD; 10% имели другой академический уровень, включая студентов без степени или студентов с двухлетним обучением в колледжах или технических школах.

Предпочтительные направления обучения

Согласно ответам респондентов, наиболее популярной страной обучения из списка всех стран мира является США; 75% потенциальных студентов отметили США как первый выбор в вопросах с открытым ответом. Великобритания занимает вторую строчку в категории «страна обучения – первый выбор» (8% от общего числа респондентов), затем следуют Канада (5%) и Австралия (3%).

Предпочтительные страны для обучения, выбранные респондентами, отображают существующую ситуацию в глобальной студенческой мобильности. В настоящее время в США обучается 20% от общего числа иностранных студентов, составляющих 3,3 миллиона студентов, которые стремятся получить образование за рубежом. Вторая по величине часть студенческого контингента от общего числа обучается в Великобритании (13%), за ней следуют Франция (8%), Германия (7%), Китай (7%), Австралия (7%), Канада (4%) и Япония (4%) (Project Atlas, www.iie.org/projectatlas). Хотя Испания, которая вообще не фигурирует среди списка ключевых стран, она является популярной страной для обучения среди студентов из Латинской Америки.

Впечатления о ключевых странах обучения

Большинство студентов позитивно отзывались о США как о стране обучения по многим вопросам анкеты. Это вполне ожидаемо, учитывая тот факт, что студенты уже рассматривали США в качестве страны обучения; но тем не менее, амплитуда предпочтений была достаточна большой в некоторых пунктах. Например, более трех четвертей (76%) респондентов по всему миру воспринимают США как страну с широким выбором учебных заведений и образовательных программ по сравнению с Великобританией (35%) и Канадой (28%), которые следовали за США обучения в списке с высоким процентным показателем. Аналогично, три четверти респондентов (76%) по всему миру считают, что США имеют высококачественную систему высшего образования по сравнению с Великобританией (50%), Канадой (33%) и Германией (31%). В дополнение к этому, более 2/3 от числа респондентов (69%) полагают, что США создают более лучшие условия для иностранных студентов по сравнению с Канадой (42%), Австралией (34%) и Великобританией (33%).

Более половины респондентов назвали США страной обучения с многочисленными возможностями для получения стипендий и хорошей службой поддержки студентов (59% и 57% соответственно). Это отношение значительно выше, чем в других странах (Канада с 22% и 30% соответственно, идущая на второй позиции после США). Тем не менее, 60% респондентов по всему миру отметили, что образование в США дорогое – самое дорогое по сравнению с другими странами обучения. Великобритания может быть сравнима в этом аспекте с США (51%). Кроме того, 49% респондентов считают, что в США трудные или сложные визовые процедуры, а также наиболее дорогие по сравнению с другими странами. Только 23% респондентов отметили, что в Великобританию трудно или сложно получить визу. Также Великобритания была оценена как страна с дорогим прожиточным минимумом (54%), за которой следуют США (45%), Япония (34%) и Франция (33%).

В отношении языка, Япония была названа как страна обучения, где наиболее сложно преодолеть языковой барьер (97%), за ней следуют Германия (56%) и Франция (56%).

Результаты опроса указывают, что, несмотря на то, что в США не существует национальной образовательной политики касательно вопроса привлечения иностранных студентов, США все равно занимают высокую позицию в международном студенческом пространстве с множеством «факторов притяжения» (заставляющих студентов выбирать какую-то определенную страну из числа других), привлекающих студентов. Среди всего прочего, высокое качество обучения и широкий выбор вузов в США превалируют над другими факторами. Видение США как страны, приветствующей иностранных студентов, тоже является немаловажным фактором. Однако отрицательные факторы (препятствия для студентов, которые их вынуждают выбрать другую страну обучения) также имеют место быть, где на первый план выходит вопрос стоимости. Трудности, возникающие при получении студенческой визы, можно отнести к негативным факторам, хотя они варьируются по странам и не были отнесены к разряду сложнейших препятствий, как, например, оплата за обучение.

_________________________________________

примечание научного редактора

*Институт международного образования ежегодно публикует отчет «Открытые двери», начиная с 1950 г., в котором рассматриваются международные образовательные обмены. 



Назад в раздел