Есть ли будущее у филиалов международных университетов?



Филип Альтбах - профессор высшего образования, стипендиат профессуры Монана, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа.

Филиалы университетов, похоже, становятся модным трендом месяца или, возможно, десятилетия. Университеты преимущественно из развитых и англоговорящих стран, но не исключительно из них, учредили зарубежные филиалы университетов по всему миру, в основном в странах с развивающейся экономикой. Организация Обсерватория по безграничному высшему образованию (Observatory on Borderless Higher Education) подсчитала, что из 162 филиалов международных университетов, в 2009 году, американские университеты составляли 48%. Несомненно, что с тех пор число филиалов значительно увеличилось. Большое всеобщее внимание получил Персидский залив, так как несколько стран залива приветствовали и профинансировали университетские филиалы как часть их стратегий роста их высшего образования. Например, “Город образования" в Дохе (Катар) сейчас разместил шесть филиалов американских университетов, а также один из Великобритании. Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны залива имеют дополнительные филиалы зарубежных университетов. Ещё до Персидского Залива в Сингапуре появились Центры высшего образования.

Такой бум филиалов требует ответы на следующие фундаментальные вопросы: что такое филиалы Университетов? Смогут ли они быть устойчивыми со временем? Какие уникальные услуги они могут предложить студентам и академическому сообществу?

Что такое филиал?

Общепринятого определения термина «филиал» не существует. Большинство наблюдателей согласно с тем, что «филиал международного Университета» относится к университету, у которого основное расположение в одной стране, и который функционирует и присуждает свои степени в другой стране. После успешного завершения учебной программы головного вуза, полностью пройденной в стенах филиала, студентам присуждается степень этого иностранного вуза. Такое определение исключает объединённые программы на получение степени, дублирующие договоренности, заграничные кампусы, обслуживающие студентов из головного университета, франчайзинг академических степеней и другие международные предприятия. В некоторых случаях университетские филиалы предлагают своим студентам возможность обучения в головном университете как часть всей программы, а в других случаях – возможность «обучения за рубежом» для студентов из головного университета.

Это простое определение должно рассматриваться как основное. Получают ли студенты в заграничных филиалах по существу такой же образовательный опыт, который они бы получили в головном кампусе? Равносильно ли качество преподавания? Преподают профессора из головного университета? Все ли создаваемые удобства достоточно эквивалентны, учитывая, что было бы невозможно дублировать кампус на Вашингтон-сквер Нью-Йоркского университета в Абу-Даби? Другими словами, получает ли студент такой же, или почти такой же, опыт образования как в головном кампусе? Одно только внесение названия университета в диплом недостаточно для обеспечения эквивалентности образования. Фактическое качество и, как минимум, сходство с академическим обучением и культурой головного кампуса, должны быть обеспечены в зарубежном филиале, чтобы заслуженно присваивать университетские степени. Всё, что ниже этого требования, «размывает брэнд» и не должно называться филиалом.

Вопросы устойчивости

За некоторыми исключениями, университетские филиалы были созданы сравнительно недавно, поэтому пока существуют не так много ярких примеров, которые следует принять во внимание из-за ограниченности опыта. И всё же, существует ряд вопросов, которые необходимо поднимать.

Зачисление в университет. Будут ли университетские филиалы со временем способны зачислять студентов такого же качества, как их головные университеты? В этом отношении уже возникает множество проблем. К примеру, Университет Нового Южного Уэльса, который проработал меньше года, закрыл свой сингапурский филиал в 2007 году по причине низкого уровня набора новых студентов. Как сообщают, большинство филиалов американских университетов в странах Персидского залива набирают студентов в недостаточном количестве. Особенно не совсем ясно, действительно ли здесь, в этом регионе, достаточное количество заинтересованных молодых людей с академическими достижениями, способными заполнить существующие филиалы, не говоря уже о новых.

Некоторые филиалы не исключают возможность зачисления студентов из индийского субконтинента, где имеется огромное число студентов с недостаточным уровнем обеспеченности образовательными услугами. И всё же, недавние исследования показали, что будущие индийские студенты предпочитают обучаться в Соединенных Штатах, нежели в филиалах американских университетов стран Персидского залива или в самой Индии. Они хотели бы в полной мере испытать опыт американской культуры и, быть может, и иметь возможность остаться в Соединённых Штатах, чтобы работать там после окончания университета. Однако обучаясь в университетских филиалах, они не смогут получить ни одну из этих возможностей. Данные из Китая свидетельствуют о том, что студенты не хотят платить за обучение по американским меркам в филиалах американских университетов в Китае, и они также обеспокоены качеством преподавателей и программ.

Филиалы университетов в регионе Персидского залива рассчитывают на значительное количество студентов женского пола. Они рассчитывают на то, что многие семьи не захотят, чтобы их дочери обучались на Западе, но предпочли бы местные вузы, хотя 21% студентов из Саудовской Аравии, обучающихся за границей (преимущественно на Западе) – это женщины. Очевидно, что эти предположения ошибочны. Более того, небольшое население в регионе Персидского залива означает, что число студентов с высшим образованием ограничено. Это обстоятельство усложняется еще тем, что и филиалы зарубежных университетов и местные вузы вынуждены обеспечить годичную подготовку многих абитуриентов до их окончательного поступления в университет. Такая необходимость возникает из-за стечения двух обстоятельств: недостаточное владение английским языком и неполноценный уровень подготовки в средней школе. Для избирательных университетов, таких как Университет Карнеги Меллон или Нью-Йоркский Университет, весьма сомнительно, сможет ли число подходящих претендентов быть достаточно большим, чтобы стать устойчивым с течением времени.

Хотя невозможно получить точные данные, в некоторых отчетах сообщается, что большинство филиалов все еще не достигли целевого уровня зачислений. Зачисления сложно прогнозировать, они зависят от многих факторов, включая изменения в политической и социальной конъюнктуре. Ещё неясно как текущие волнения на Ближнем Востоке повлияют на филиалы в регионе. С увеличением числа университетских филиалов, создаваемых в образовательных комплексах по всему миру, усиливается конкуренция между ними.

Профессорско-преподавательский состав и персонал. Филиалы требуют от ППС головного университета обеспечить их реальными академическими занятиями. Это не означает, что несколько членов ППС просто будут прилетать на «интенсивные» курсы в конце недели. Будут ли филиалы способны привлекать членов ППС на семестр или дольше, из головного университета в зарубежный филиал? Требуется местный ППС с постоянным проживанием в филиале. Кроме того, не достаточно иметь временных внештатных преподавателей, проживающих в регионе, или местных жителей с докторскими степенями от головного университета. ППС головного унивесритета должен быть готовым преподавать в филиале не менее одного года. Опять-таки, суть филиала заключается в дублировании академического или иного опыта головного университета. Аналогично, ключевые администраторы, обслуживающий штат по студенческим вопросам и другим сферам должны принадлежать головным университетам для обеспечения такой же атмосферы головного университета или, как минимум, приобрести опыт в головном университете.

Практика показывает, что довольно трудно убедить членов ППС головных кампусов преподавать за границей в филиалах продолжительное время, даже если предложить привлекательную заработную плату и другие благоприятные условия. И всё же, даже если небольшая группа международно настроенных преподавателей и сотрудников вызвались добровольно ехать за границу, то убедить другую группу практически невозможно. Вынужденная смена места жительства супругов и детей не такая простая задача. Преподаватели, ведущие активные исследования, особенно в естественных науках, также неохотно будут покидать свои лаборатории, т.к. лаборатории филиалов не соответствуют уровню оборудования головных кампусов.

Финансирование. Филиалы престижных университетов получают щедрое стартовое финансирование от принимающих стран, застройщиков недвижимости и других лиц. Как правило, головные университеты выделяют небольшие начальные инвестиции, а в некоторых случаях, как в Персидском заливе, филиалы пользуются огромными субсидиями. Однако имеют место значительные неденежные расходы, которые включают время, затраченное несметным числом администраторов и ППС для планирования, переговоров с правительством принимающей стороны, учреждениями и другие аспекты. Разработка учебных программ, реализация кадровой политики и работа с различными заинтересованными сторонами – всё это требует времени и косвенно денег.

Пока филиал развивается, устойчивое финансирование представляет ещё одну проблему. Многие университеты не хотят, чтобы филиалы стали бременем, истощающим ресурсы головного вуза, а некоторые учреждения даже ожидают прибыльности от своих зарубежных «предприятий». Для государственных университетов юридические требования к государственному финансированию создают дополнительные трудности, учитывая ограничения на расходы государственных средств за рубежом. Филиалы университетов могут оказаться под значительным давлением быстро стать «безубыточными предприятиями». Там где имеются богатые спонсоры, как в Персидском заливе, может оказываться меньше давления, но филиалы должны будут, в конце концов, стать финансово устойчивыми.

Хотя наличие данных весьма ограничено, похоже, что большинство финансово успешных филиалов – это те, которые спонсируются менее престижными университетами и другими провайдерами образовательных услуг, которые предлагают недорогие программы и имеют интересы за рубежом. Стандарты качества зачастую низкие, и особое внимание уделяется «конечной прибыли», без особого значения к местному контексту.

Качественный университетский филиал, даже если он маленький и специализированный, требует особого финансового планирования в том контексте, который включает много факторов, трудных в измерении или прогнозировании. Стоимость координирования и администрирования в головном кампусе, непосредственное преподавание, сохранение целевого уровня зачислений и дохода и другие факторы крайне сложно поддаются прогнозированию.

Академическая свобода

Беспокойство возрастает, когда речь заходит об академической свободе в университетских филиалах. Большинство преподавателей обеспокоены, несмотря на то, что ключевые лидеры и соответствующие соглашения гарантируют им академическую свободу. Что случится, если представитель ППС филиала в Дубае пригласит спикера из Израиля, или профессор в Китае пригласит Далай Ламу или напишет критическую статью о власти на первой странице журнала и газеты? Как власти в странах без завидной академической свободы будут иметь дело с филиалами зарубежных университетов?

Политика головных кампусов

Инициативы университетских филиалов, как правило, выдвигаются высшим руководством университета, а не преподавателями или студентами. Они могут рассматриваться как способ улучшения глобального имиджа университета, вклада в интернационализацию, получению дохода или как способ решения других институциональных стратегических целей. Широкое академическое сообщество редко участвует в любом планировании или выполнении инициатив филиала. В самом деле, часто бывает трудно убедить преподавателей и студентов в том, что филиалы стоят дополнительных усилий, рисков и требуемых обязательств. Без «заманивания» преподавателей и профессоров достижение успеха затруднительно. Были опубликованы доклады о значительных недовольствах в филиале Нью-Йоркского университета и противостояние филиала называлось одной из причин провала филиала Университета штата Мичиган в Персидском заливе. Совсем недавно, в СМИ появилась критика Йельского университета из-за опасений по поводу академической свободы и другим вопросам в рамках партнерства с Национальным университетом Сингапура. Международные филиалы часто вызывали значительные нарекания и в университетах Австралии, где члены академического сообщества критиковали коммерческую мотивацию администрации и противостояли отходу от основной академической миссии университета. Пресс-релизы касательно практически всех инициатив филиала осветили разногласия между администраторами и отдельными группами ППС.

Неопределенности за рубежом и изменения в политике

XXI век – это эпоха глобализации. Это ещё и век политической нестабильности и трансформации национальной политики и приоритетов во многих частях света. Университетские филиалы работают в национальном контексте. Текущие политические и социальные волнения «Арабской весны» представляют собой пример того, как драматично и непредсказуемо изменяются политические обстоятельства. Невозможно заранее знать, как политические и социальные преобразования на Ближнем Востоке повлияют на филиалы университетов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В Индии, одном из крупнейших мировых потенциальных рынков образовательных услуг для студентов, текущие дебаты о государственной политике касательно филиалов Университетов и других зарубежных инициатив в высшем образовании – это ещё другой пример того, какими непредсказуемыми могут быть обстоятельства. Условия участия международного сообщества будут значительно изменены и практические аспекты реализации политики в стране, которая известна своей непрозрачностью правил, будут проявляться только с течением времени. Филиалы Университетов уязвимы к изменяющейся, а иногда и нестабильной конъюнктуре страны.

Различные ожидания

Опыт показывает, что порой противоречивые ожидания головного университета и принимающей страны или спонсора могут привести к серьезным проблемам. Контрактные соглашения могут быть истолкованы по-разному, что иногда приводит к конфликтам между участвующими сторонами или даже закрытию филиала. В результате разных толкований соглашений некоторые из таких конфликтов уже очевидны на начальном этапе организации филиала. Проблемы могут углубиться, когда одна сторона, обычно принимающая, инвестирует основную часть средств.

Пузырь?

Очевидно, что филиалы Университетов имеют дело с многочисленными и фундаментальными проблемами. Даже если основная концепция осуществима, возникают существенные риски. Если согласиться с восторженными комментариями и целым рядом планов и начинаний, то они могут уже оказаться «пузырями» в процессе. Необходимо вспомнить эпизод, произошедший в Японии в 1980-х годах, когда не менее 20 американских университетов ринулись открывать свои филиалы в Японии, однако только двое из них выжили. Точно такие же виды недоразумений, недостаточное прогнозное планирование, нереалистичные ожидания с обеих сторон, а также межнациональная путаница, которую можно сегодня наблюдать, привели к провалу большинства японских университетских филиалов.

Этот урок – предостережение для всех!



Назад в раздел