Транснациональное высшее образование: почему оно возникло и для кого оно выгодно



Вик Найду

Вик Найду работает советником по стратегическим вопросам в отделе связи с производством департамента инноваций, промышленности и научных исследований Австралийского федерального правительства. Е-мейл: viknaidoo@gmail.com. Ранее он был заместителем директора по внешним связям в Оклендском университете, Новая Зеландия. Мнение, выраженное в данной публикации, принадлежит исключительно автору и не отражает официальную политику или взгляды Австралийского федерального правительства.

Программы транснационального высшего образования все увереннее становятся неотъемлемой составляющей интернационализации высшего образования. Студенты получают образование не в стране, где находится университет, а в его филиале за рубежом. Хотя это явление стало достаточно привычным в образовательном пространстве, масштабы его распространения в современном мире приобретают подлинно глобальный характер. До того как в сентябре 2009 года появилась моя статья «Транснациональное высшее образование: критический анализ текущих событий» (Journal of Studies in International Education), представления о развитии транснационального образования были основаны в большей степени на случайных свидетельствах, а не на детально подобранных статистических показателях. Анализируя косвенные данные, синтезируя отрывки информации, собранные из книг, академических журналов, газет и университетских веб-сайтов, автор определил объем современного транснационального образования в количественном выражении. В середине 2008 года в этом секторе работало от 3800 до 4300 образовательных программ.

Если транснациональное высшее образование – это не новое явление, то темпы глобального расширения, бесспорно, удивляют. Его рост совпадает с либерализацией политики прямых иностранных инвестиций в образовательный сектор. Однако либерализация прямых иностранных капиталовложений лишь способствует транснациональному образованию, но не является его катализатором. Хотелось бы определить четыре основных причины, которые могут помочь понять, почему так быстро развивается этот сектор. Эти причины были найдены в результате исследований, проведенных Центром исследований и инноваций в области высшего образования (при) Организации экономического сотрудничества и развития.

Взаимопонимание

Взаимопонимание определяет академические, культурные, социальные и политические основы интернационализации образования и не рассматривает образование как часть четко сформулированной экономической политики. В соответствии с данной концепцией политика интернационализации высшего образования основана на усилении связей между странами через создание сети политической и деловой элиты. Например, ряд испанских университетов, особенно католические учебные заведения, открывают свои транснациональные программы в развивающихся странах Латинской Америки, чтобы укрепить там влияние Испании.

Миграция квалифицированных работников

В соответствии с этой концепцией задачей интернационализации стало привлечение иностранных студентов, для которых предоставляют условия для работы в стране после окончания университета и внесения их вклада в экономику знаний. Примером страны, в которой широко используется концепция квалифицированных мигрантов, стала Германия. Такой подход нацелен прежде всего на обеспечение притока студентов в страну, где они получат образование, а не открывать филиалы вузов в других государствах. Однако транснациональные программы могут служить проводниками стратегии и помощи для студенческой мобильности в страну, где находится головной вуз (например, «программы-близнецы»).

Получение доходов

Концепция получения доходов выдвигает на главное место рыночный и коммерческий подход к транснациональному высшему образованию. Такой подход означает, что получение прибыли становится основной причиной поиска и привлечения иностранных студентов. В Великобритании, например, по инициативе премьер-министра в центре внимания сейчас находится оффшорное образование, чтобы диверсифицировать экспорт образовательных услуг, который сейчас сосредоточен главным образом на концепции мобильности студентов. Подобным же образом некоторые страны, которые традиционно имели у себя филиалы зарубежных университетов, в последние годы проявляют интерес к развитию собственных поставок образовательных услуг за границу, чтобы получить доход от их экспорта. Сингапур – это яркий пример такой стратегии.

Наращивание потенциала

И, наконец, наращивание потенциала транснационального высшего образования можно рассматривать с точки зрения неудовлетворенного спроса на качественное образование местными потребителями. Если местные учебные заведения не справляются, то транснациональные университеты дают дополнительные возможности и ресурсы для качественного образования. Этот фактор особенно важен, скажем, для Малайзии, где спрос на высшее образование превышает возможности местных университетов.

Возможные преимущества

Четыре фактора, определяющие рост транснационального высшего образования, не являются взаимоисключающими. Например, страна, в которой находится головной университет, может воспользоваться преимуществами привлечения в страну будущих квалифицированных специалистов, а принимающая сторона получает дополнительные образовательные ресурсы и возможности. И в том, и в другом случае в средствах массовой информации, академической литературе транснациональное высшее образование подвергается критике, поскольку многие считают, что преимуществами в основном пользуются страны, предоставляющие образование в ущерб странам, где открываются филиалы. Другими словами, эта ситуация воспринимается как противопоставление Севера и Юга (развитые страны – развивающиеся страны) или Запада и Востока. С учетом того, что различные факторы дополняют друг друга, существует опасность того, что все транснациональное высшее образование будет рассматриваться сквозь призму Север – Юг. Между тем необходим более взвешенный подход к анализу его воздействия на развитие тех и других стран.

Такая сбалансированная дискуссия должна представить более положительную картину, хотя следует признать, что в транснациональном высшем образовании существуют свои риски. Например, те страны, которые предоставляют свои образовательные программы, могут быть нацелены исключительно на прибыль и не заботиться о качестве образования. При этом уменьшается значение такого фактора, как наращивание потенциала. Однако при должном руководстве и создании механизма управления и регулирования ситуация может быть под контролем. Отказываться от международных связей с самого начала из-за того, что отдельные поставщики образовательных услуг не заботились об их качестве, было бы несправедливо по отношению к тем, кто ответственно подходит к этому делу. Хорошим примером в этом отношении служат Сингапур и Малайзия. Однако не во всех странах разработана законодательная база, регулирующая вопросы транснационального высшего образования и стимулирующая его развитие. Страны, которым недостает нормативной базы, должны укреплять ее, начиная активно заниматься вопросами транснационального образования. Таким образом, опасность представляют лишь неконтролируемые правительством учебные заведения, поэтому введение законодательной и нормативной базы может существенно минимизировать риски. И средствам массовой информации, а также академическим журналам следует с равной долей ответственности вести более взвешенную и аргументированную дискуссию по вопросу о том, кто выигрывает, обучаясь в системе транснационального высшего образования.



Назад в раздел