Филиалы зарубежных университетов в странах Персидского залива: глобальный поиск студентов



Спенсер Уитт

Спенсер Уитт недавно окончил Оксфордский университет. Тема его магистерской диссертации – «Высшее образование в странах Персидского залива: американские университеты в Катаре и ОАЭ». Е-мейл: Spencer.Witte@sant.oxon.org.

Университет Нью-Йорк – Абу Даби, который открывается осенью 2010 года, стал одним из ярких символов осознанного движения к вестернизации, а точнее американизации, системы высшего образования в странах Персидского залива. Естественно, его уже сравнивают с филиалами шести американских университетов, которые развернули свои кампусы в «Городе образования» г. Доха. На первый взгляд условия договора между руководством Абу Даби и Фондом Катара кажутся аналогичными прежним: все проекты получают всестороннюю финансовую поддержку, а университетам предоставляется полная автономия в принятии решений. Очевидно, что стандарты приема студентов в университеты выдерживаются, а по завершении обучения присваивается степень, которая ничем не отличается от той, которую получают студенты, обучающиеся в США. Однако усилия, нацеленные на привлечение достаточного количества студентов, выдают значительное отклонение от принятой стратегии. Эти различия и стали основной предпосылкой интеграции университета Нью-Йорк – Абу Даби в социальную структуру Абу Даби.

Фонд Катара и катарские студенты

Катар, как и другие государства, входящие в Совет сотрудничества стран Персидского залива, долгое время стремился к решению основной дилеммы: каким образом оптимально диверсифицировать национальную экономику, если этот процесс неизбежно приводит к притоку работников-экспатриантов, как квалифицированных, так и неквалифицированных. К 1975 году, спустя всего четыре года после обретения независимости, 98,000 человек из 158,000 жителей этой бывшей британской колонии составляли работники-мигранты. Южноазиатские рабочие превосходили арабов по своему количеству в пропорции три к одному. Политика в области образования руководствовалась во многом стремлением подготовить местных специалистов для работы в растущем частном секторе страны и таким образом содействовать хотя бы частичным переменам в демографическом дисбалансе.

В соответствии с данной целью Фонд Катара установил определенные квоты для граждан страны, по которым каждый из шести университетов «Города образования» должен был их принять. В настоящее время граждане Катара составляют 46% всех студентов; эта цифра в любом случае не слишком велика (общее количество выпускников в 2009 году было не более 200 человек). Фонд Катара стремится к увеличению их количества. Для этого была разработана многоплановая стратегия, но она ориентирована прежде всего на обучение в стране, а не за ее пределами. Начиная с 2001 года в «Городе образования» разработана и применяется программа «Академический мост» (Academic Bridge), в соответствии с которой студенты, желающие поступить на первый курс университета, оканчивают вначале двухгодичные подготовительные курсы. Университет Техас A&M – Катар разработал аналогичную программу подготовительных курсов «Возможности обучения в Aggie» (Aggie Opportunity). С помощью таких подготовительных курсов число катарских студентов, принятых в университет, значительно возросло. Семь из девяти граждан Катара, прошедших подготовительные курсы в 2006/2007 учебном году, были приняты в университет на очное отделение. Наконец, потенциальные студенты находятся не только в Катаре, но и в государствах Совета сотрудничества стран Персидского залива. Школа международного сервиса Джорджтаунского университета в Катаре за 5 месяцев 2007 года более 30 раз посетила выпускные классы в средних школах Катара.

Отличающаяся стратегия

Совершенно иной подход практикует Университет Нью-Йорк – Абу Даби, чтобы получить заветное количество студентов и достичь амбициозной цифры в 2000 человек. Правительство Абу Даби решило не ориентироваться в своей стратегии приема на зачисление только местных студентов. Джон Секстон, президент Нью-Йоркского университета, считает, что жители ОАЭ составят лишь незначительную долю всего количества студентов. Поэтому подготовительный курс в университете не предусмотрен. Вместо этого Секстон и филиал ужесточили правила приема. «Глобальное образование», предлагаемое университетом, будет привлекательным еще и потому, что сочетается с беспрецедентной финансовой поддержкой. Студенты из разных стран, которые в других условиях предпочли бы поступить в университеты Лиги Плюща или в тот же Нью-Йоркский университет с главным кампусом на Вашингтон-сквер, сделают свой выбор в пользу филиала на Персидском заливе. По предварительным подсчетам, от 40 до 50 процентов первокурсников будут американцами. Чтобы содействовать набору в настоящее время, советников самых элитных средних школ мира просят номинировать двух студентов для приема в новый университет. Работа по привлечению абитуриентов проводится сейчас на всех континентах, за исключением разве что Антарктиды.

Потенциальные вызовы

Чтобы выполнить намеченные задачи и привлечь студентов, элитный университет, такой как Нью-Йоркский, должен обратиться к экспатриантам. Эта политика соответствует стремлению университета поддерживать интернациональный студенческий корпус, однако противоречит исторически сложившейся в Абу Даби позиции по отношению к иностранцам. По сравнению с Дубаем Абу Даби меньше полагался на приток арабских и пакистанских работников, близких по культуре жителям ОАЭ. Более осмотрительный подход к диверсификации местной экономики стал возможен благодаря огромным нефтяным ресурсам Абу Даби, которые составляют почти 90% всех имеющихся в ОАЭ запасов нефти. Бывший президент ОАЭ шейх Зайед Бин Султан Аль Нахайян сказал как-то, что преобладание иностранцев среди населения страны представляет собой «серьезную угрозу, которая угрожает стабильности общества и будущим поколениям».

Эти опасения сказались и на современном Абу Даби, и на развитии системы высшего образования страны. Правительство объявило 2008 год Годом национальной идентичности и наряду с двумя филиалами элитных вузов (вторым из которых стал университет Париж-Сорбонна – Абу Даби) позволило лишь влиятельным местным семьям открыть частные университеты. Ярким примером таких учебных заведений являются университет ALHOSN (основан в 2005 году под девизом «Глобальные знания с местным видением») и университет Абу Даби (основан в 2003 году под девизом «Универсальные знания, вечная истина»). Стандарты приема в эти университеты сравнительно низкие, что позволяет жителям Эмиратов поступать в них беспрепятственно.

Связи с местным окружением

Если новый университет Нью-Йорк – Абу Даби добьется успеха, то он, несомненно, станет ведущим высшим учебным заведением в регионе. И все же в своей сегодняшней форме политика приема может вызвать рост напряжения. С одной стороны, образование мирового уровня доступно и полностью финансируется Эмиратами, с другой – местному жителю относительно сложно поступить в этот университет.

Достаточно часто возникают вопросы о взаимосвязи «Города образования» с местным обществом. Его руководство чувствительно реагирует на обвинения в элитарности и изолированности, особенно если они сочетаются с выражением озабоченности тем, что Катарский университет (вуз, в котором граждане Катара составляют более 90%) будет незаслуженно забыт. Фонд Катара пытается противостоять этим обвинениям, демонстрируя связи, которые установлены между филиалами вузов, местными деловыми кругами и национальным университетом. Очевидно, что одним из главных достоинств «Города образования» является присутствие экспертов, которые в любую минуту смогут оказать помощь преподавателям Катарского университета. Короче говоря, «Город образования» будет выполнять функции местного консультационного агентства, действующего на долгосрочной основе.

Университет Нью-Йорк – Абу Даби уже начал свою деятельность: в 2008 году совместно с Советом по образованию Абу Даби он провел презентацию Программы поддержки молодых ученых шейха Мохаммеда Бин Зайеда. В рамках данной программы произойдет отбор нескольких наиболее талантливых студентов – выпускников национальных университетов ОАЭ, которые затем пройдут курс в Нью-Йоркском университете, предназначенный для молодых ученых и руководителей. Установленная политика приема в новый филиал и демографическая несбалансированность в Абу Даби вызывает некоторую напряженность в отношениях, поэтому создание и расширение связей с местным сообществом и существующими университетами имеют первостепенное значение.



Назад в раздел