Филиалы зарубежных университетов: новые тенденции и направления



Роза Бекер

Роза Бекерстарший научный сотрудник Обсерватории «Высшее образование без границ».

Адрес: Woburn House, 20–24 Tavistock Square, London WC1H 9HF, UK.

Е-мейл: r.becker@obhe.ac.uk.

Web site: www.obhe.ac.uk.

Полный текст отчета «Филиалы зарубежных университетов: рынки и стратегии» члены Обсерватории могут прочитать на сайте

Начиная с 2006 года количество филиалов зарубежных университетов в мире возросло на 43%. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные в Отчете Обсерватории «Высшее образование без границ» (ОВОБГ). Прослеживаются и новые тенденции их создания.

Определения

Не существует общепринятого определения филиала зарубежного университета. Нет и официального и полного списка всех филиалов, существующих в мире или отдельных регионах. Такая попытка была предпринята лишь в отчете Обсерватории за 2006 год. Это, конечно, затрудняет проведение сравнительного анализа тенденций, проявляющихся в разных странах.

Термин «филиал зарубежного университета» используется здесь, чтобы обозначить оффшорное высшее учебное заведение, которое находится в оперативном управлении головного вуза или является партнером в совместном предприятии (законодательство ряда стран требует, чтобы зарубежный вуз имел в качестве партнера местное образовательное учреждение). Успешно завершив полную программу курса, не покидая родной страны, выпускники получают диплом зарубежного университета.

Различия между филиалами университетов, дистанционным обучением и учебными центрами размываются, поэтому зачастую требуется субъективное суждение о том, существует ли та или иная программа. Традиционный филиал характеризуется наличием определенных средств обслуживания преподавателей и студентов (библиотека, общежитие для студентов, места досуга и отдыха), материальной базы для проведения научных исследований и набором учебных курсов и программ. В данной статье, однако, мы рассматриваем и небольшие филиалы, которые предлагают подготовку хотя бы по одной специальности в собственном корпусе (т.е. филиал не расположен в здании местного университета).

Ряд образовательных учреждений не вписывается в рамки определения филиала университета, предлагаемого ОВОБГ. Сюда не включены учебные заведения, предусматривающие подготовку более чем по одной специальности, те, от имени которых действует местный вуз или выдающие совместный или двойной диплом; предполагающие лишь часть программы обучения, или филиалы местных университетов, открытые за рубежом для обучения своих студентов. В их число не входят учебные заведения, созданные по модели зарубежной системы образования, но не привязанные к определенному вузу (например, Американский университет в Каире); а также университеты, открытые при поддержке иностранных вузов, но действующие в рамках образовательной системы и юриспруденции своей страны (такие как Швейцарско-Германский университет Индонезии).

Тенденции рынка образовательных услуг

С сентября 2006 года количество филиалов кампусов зарубежных университетов в мире увеличилось на 43% и достигло уже 162; тем временем все больше стран вовлекается в этот процесс. Доминируют по-прежнему американские учебные заведения и по количеству открытых филиалов и по темпам их роста за последние три года. Семьдесят восемь филиалов, т.е. 48% всех действующих филиалов зарубежных кампусов были созданы университетами США. За США следует Австралия (14 филиалов), Великобритания (13 филиалов), Франция и Индия (11 филиалов у каждой страны).

Среди принимающих стран, в которых открываются филиалы, бесспорным лидером являются Объединенные Арабские Эмираты. В этой стране размещены 40 филиалов зарубежных вузов; т.е. одна четвертая часть всех существующих в мире подобных учебных заведений. Две трети этих кампусов сосредоточены в международном академическом городке города Дубая. Ведущее место этой страны во многом определяется высоким спросом со стороны студентов и желанием страны создать экономику, основанную на знаниях, и ограничить свою зависимость от экспорта нефти. Китай находится на втором месте среди стран, создающих филиалы зарубежных вузов на своей территории. В настоящее время там открыто 15 кампусов. Затем идут Сингапур (12 филиалов) и Катар (9 филиалов), два государства, правительства которых стремятся активно позиционировать себя как «центр международного образования» в регионе.

Недавно в направлениях развития филиалов произошла некоторая переориентация. Еще три года назад в создании филиалов прослеживалась четкая ориентация «Север – Юг». В настоящее время расширилось направление «Север – Север» и особенно «Юг – Юг», что свидетельствует о том, что и развивающиеся страны медленно, но неуклонно осваивают создание своих кампусов за рубежом. Рост этой тенденции говорит о повышении качества программ подготовки в высшем образовании в развивающихся странах и их честолюбивом стремлении экспортировать образование и надежде заработать на этом. Актуальность таких программ и потребность в них в странах с совпадающими социально-экономическими условиями и направлениями развития также способствует их росту.

В целом рынок филиалов зарубежных кампусов стал более конкурентным, однако уже известно несколько случаев, когда они закрывались. Эти случаи только подтверждают тот факт, что, принимая решение об открытии своего филиала в другой стране, вузам следует предпринять тщательные маркетинговые исследования.

Спонсоры

Инициатива создания филиала не всегда исходит от головного университета. Все чаще она принадлежит правительству или крупной организации принимающей стороны, которые готовы оказать финансовую поддержку этому учреждению.

На Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии создано уже несколько «центров международного образования», предлагающих филиалам зарубежных университетов самые льготные условия. Страны, которые обеспечивают кампусам поддержку, финансирование или инфраструктуру, привлекли наибольшее количество высших учебных заведений из-за рубежа. Например, Объединенные Арабские Эмираты смогли привлечь больше зарубежных партнеров, чем любая другая страна, в частности благодаря нефтяному богатству, которое дало возможность оказать финансовую помощь и предложить дополнительную поддержку (экономические зоны свободные от налогов) зарубежным вузам для создания своих филиалов.

Международный академический городок города Дубая, например, предлагает иностранным кампусам стопроцентную собственность, стопроцентное освобождение от налогов и стопроцентную репатриацию прибыли. Прием в эти учебные заведения, однако, очень ограничен. В государстве Катар Катарский фонд берет на себя все расходы по организации и созданию зарубежных филиалов в «Городе образования», включая стоимость зданий, создание инфраструктуры, административную помощь и даже бонусы и премии для сотрудников. Катарские студенты, обучающиеся в «Городе образования», могут получать гранты на обучение, выдаваемые государством, а студентам, которые учатся в филиалах американских университетов, дается возможность зарегистрироваться сразу в двух университетах и, изучив часть дисциплин в кампусе А, перейти в кампус Б. В Азии свободная экономическая зона Инчеон в Южной Корее подобным же образом предлагает налоговые льготы и финансовую поддержку – скидки на стоимость аренды или снижение расходов на строительство. Такие условия могут послужить хорошим стимулом для иностранных провайдеров.

Заключение

Быстрый рост количества филиалов кампусов зарубежных университетов в мире, очевидно, приведет к повышению глобальной конкуренции за студентов-иностранцев, успеху одних филиалов и неудачам других. В частности, после того как несколько филиалов было закрыто, вузы стали более осмотрительно подходить к решению вопроса о долгосрочных затратах и рисках, связанных с открытием филиалов, и чаще стали обращаться к спонсорам и вступать в государственно-частные партнерства, чтобы разделить и снизить риски такого рода.



Назад в раздел