Институциональная диверсификация высшего образования Китая



Хуберт Эртл и Кай Ю

Хуберт Эртл - лектор по высшему образованию кафедры образования Оксфордского университета и сотрудник Линакр-колледжа, Оксфорд.

Е-мейл: hubert.ertl@education.ox.ac.uk

Кай Ю – закончил докторантуру по диверсификации в высшем образовании на кафедре образования Оксфордского университета, сейчас работает в Магистерской школе образования, Шанхайский университет Джао Тонг, Китай.

Е-мейл: kai286@gmail.com

С 1998 года высшее образование Китая претерпевает беспрецедентное развитие. Согласно последней информации Министерства образования Китая, количество студентов, обучающихся по программам высшего образования, выросло с 1 миллиона в 1998 году до 6 миллионов в 2008 году. Подобный рост завершился тем, что к 2008 году общее количество студентов составило более 20 миллионов, и это сделало Китай крупнейшим «поставщиком» высшего образования в мире.

Вместе с быстро растущим количеством студентов появилось и несколько новых типов учебных заведений, предоставляющих возможность получить ученые степени. Как было отмечено в статье Рут Хаухое (Ruth Hayoe) и Джинг Лин (Jing Lin), опубликованной в печатном издании «IHE» (весна 2008 года), частные и независимые колледжи (duli xueyuan), учрежденные государственными университетами при содействии частных инвесторов, покрывают значительную часть возросшего коэффициента зачисления: только за шесть лет (с 2000 по 2006 год) было создано 318 независимых колледжей. Сейчас один из шести студентов, получающих высшее образование, обучается в независимом или частном колледже.

В данной статье описывается исследование, в рамках которого проводилось сравнение независимого и частного колледжа с двумя государственными учебными учреждениями, расположенными в столице провинции на юго-востоке Китая. Оба государственных учебных учреждения (университет и колледж, в соответствии с официальной классификацией вузов) существуют уже достаточно долгое время и, придерживаясь постановлений правительства, взимают одинаковую плату за обучение. Независимый и частный колледжи были не так давно организованы и их плата за обучение в 2,5 раза превышает плату в государственных вузах.

В 2008 году в государственный университет, государственный колледж, независимый колледж и в частный колледж было зачислено 9000, 2000, 3000 и 800 студентов, соответственно. Такой низкий коэффициент зачисления в государственный и частные колледжи объясняется тем, что подобные учебные заведения лишь недавно получили статус вузов, присуждающих академические степени. Большая часть студентов частных колледжей уже имеют диплом профессиональных курсов. Многие преподаватели этих двух негосударственных учебных учреждений являются бывшими преподавателями государственных вузов.

Проходные баллы в университет

Анализ зачисления студентов четко продемонстрировал различия между студентами этих четырех вузов. Студенты обоих государственных вузов получили более высокие баллы на вступительных экзаменах, чем те, кто поступал в независимый и частный колледжи. Это является показателем того, что независимый и частный колледжи способствуют распространению высшего образования среди студентов с более низким уровнем знаний.

Социально-экономический уровень

Существуют значительные различия в социально-экономическом уровне студентов, поступающих в данные четыре вуза. Родители студентов независимого колледжа имели хорошее образование и занимали более престижные посты по сравнению с родителями студентов, обучающихся в других вузах. Различия в социально-экономическом уровне особенно заметны среди студентов двух негосударственных колледжей. Например, среди родителей студентов независимого колледжа было в пять раз больше людей с высшим образованием, чем среди родителей студентов частного колледжа. Также среди отцов студентов независимого колледжа в 9,5 раза чаще встречались менеджеры крупных компаний, в 4 раза – административные работники государственных органов, и в 2 раза – чиновники государственных органов, тогда как отцы студентов частного колледжа чаще всего были рабочими промышленных и строительных предприятий или фермерами. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и среди матерей студентов.

Сельское/городское происхождение

Значительную разницу также можно обнаружить в вопросе географической принадлежности студентов вузов. Независимый колледж набирает большее количество студентов из городского населения. Численность студентов из сельской местности в данном вузе была значительно ниже (18% от общего числа студентов), чем в трех других вузах (29,6%, 24,2% и 37,6% в государственном университете, государственном колледже и частном колледже соответственно). Это является важным моментом, т.к. разделение сельских и городских жителей в Китае достаточно резкое и тесно связано не только с уровнем знаний студентов высшей школы (студенты городских высших школ в среднем получают более высокие баллы), но также и с уровнем дохода семьи (уровень дохода семьи в сельской местности гораздо ниже уровня дохода в городе).

Уровень финансовых проблем

Различия в социально-экономическом уровне студентов также влияют на возможность студентов оплачивать обучение. Несмотря на то, что стоимость обучения в независимом колледже значительно выше, студенты данного колледжа озабочены финансовыми проблемами не больше студентов двух государственных вузов. В среднем студентам частного колледжа гораздо чаще приходится переживать за свое финансовое положение: 45% студентов частного колледжа утверждают, что стоимость обучения является для них проблемой. Этот показатель в два раза превышает такой же показатель студентов трех других вузов. Это означает, что высокий уровень стоимости обучения в негосударственных вузах не имеет большого значения для студентов независимого колледжа ввиду того, что уровень дохода их семей гораздо выше, тогда как стоимость обучения в частном колледже является серьезной проблемой для его студентов. Анализ также показал, что финансовые проблемы у студентов частного колледжа негативно отражаются на их стремлении к дальнейшему обучению.

Заключение

Рост значимости независимых и частных колледжей в системе высшего образования Китая происходит без должного внимания к вопросу выбора и равенства. Например, студенты с более низким уровнем знаний из обеспеченных семей обладают возможностью, оплачивая более высокую стоимость обучения, учиться в независимых колледжах, аффилиированных с престижными государственными вузами, тогда как студенты с низким уровнем знаний из малообеспеченных семей вынуждены учиться в менее престижных частных вузах. Возникла насущная необходимость в проведении дальнейшего изучения вопроса в отношении рынка труда для выпускников, представляющих различные социально-экономические группы, а также для представителей сельского и городского населения.

Политика правительства по вопросам высшего образования не предоставляет широкого выбора для большинства студентов. Как оказалось, диверсификация структуры учреждений высшего образования в Китае является дополнительным шагом к генеральной цели – увеличить количество студентов, но выбор могут позволить себе только представители высших социально-экономических слоев.

Недавняя организация частных и независимых колледжей привела к созданию нового сектора, изменив структуру системы высшего образования, и превратив ее из однородно государственной в такую, где значительная часть студентов обучается в негосударственных вузах. Однако в существующей в Китае иерархии вузов делается упор на вертикальное разнообразие с сильной дифференциацией престижности вузов, в отличие от горизонтального разнообразия, при котором предлагаются различные типы образования. Хотя эта форма разнообразия создала новые возможности для получения высшего образования, она также привела к появлению неравенства в отношении стоимости и престижности образования в разных типах вузов.



Назад в раздел