Оценка обучения бакалавриата в Китае: достижения и дискуссии



Кай Джианг

Кай Джианг – доцент Магистерской школы образования, Пекинский университет. Адрес: Магистерская школа образования, Пекинский университет, Пекин 100871, Китай.

Е-мейл: kjiang@pku.edu.cn

В течение последних десяти лет в Китае началось резкое распространение высшего образования. По сравнению с предыдущим годом количество студентов, получивших высшее образование, увеличилось на 47% в 1999 г. и на 25% в 2000 г. В 2002 году соответствующая возрастная группа, получающая высшее образование, достигла 15%, в то время как в 1993 году данный показатель составлял лишь 5%. В настоящее время система высшего образования Китая, включающая более 27 миллионов студентов, является крупнейшей в мире.

Вследствие быстрого распространения данной системы приоритет был отдан количественному росту. Правительство поддерживало университеты, особенно местные, в увеличении контингента студентов. При этом качество высшего образования упускалось из внимания. Игнорирование качества вызвало множество проблем, таких как уменьшение затрат в расчете на каждого студента, ухудшение условий для преподавания и проблемы с трудоустройством у выпускников колледжей. Качество образования было подвергнуто сомнению со стороны работодателей, представителей научной среды и общества. Правительство было обеспокоено тем, что без обеспечения строгого контроля над качеством образования дальнейшее распространение высшего образования не улучшит ни национальную, ни индивидуальную конкурентоспособность.

В настоящее время приоритеты высшего образования сместились с количественного роста на повышение качества. Сейчас вопросу качества уделяется серьезное внимание правительством и университетами Китая.

Основные инициативы

В Китае ключевым средством гарантии качества образования является национальная оценка колледжей и университетов. В 1994 году Департамент высшего образования Министерства образования инициировал пилотный проект по оценке качества обучения уровне бакалавриата, и за этим последовали еще две подобные оценки в 1996 и 1999 годах. Результаты показали, что высшие учебные заведения под влиянием оценки улучшили обслуживание в кампусах и техническое оснащение для преподавания, увеличили затраты на образование, усилили мониторинг качества обучения с акцентом на преподавании.

Создание Центра оценки высшего образования (ЦОВО) при Министерстве образования в 2004 году стало знаковым событием. В течение первых пяти лет своей работы ЦОВО провел оценку качества обучения в 589 колледжах и университетах. Несмотря на то, что первоначально данное учреждение создавалось как комплексное частично правительственное агентство по оценке, ЦОВО начал свою работу с национальной оценки обучения на уровне бакалавриата. По твердому убеждению министерства, внимание оценки обучения к уровню бакалавриата отражает качество высшего образования, и таким образом уровень обучения скорее можно поднять, а не ослабить.

Оценка стандартов обучения бакалавриата состоит из трех этапов: учебные заведения осуществляют самооценку; группа экспертов проводит внешнее обследование в стенах учебного учреждения; вузы устраняют допущенные ошибки и проводят реформы. ЦОВО разработал сложную систему индикаторов для оценки, которая включает 7 индикаторов первого уровня и 19 показателей второго. Оба, Министерство образования и ЦОВО, провели серию оценок в целях повышения качества обучения.

Оценка стандартов обучения в вузах является самой многообещающей реформой высшего образования со времен кампании «изменения колледжей и кафедр» (yuanxi tiaozheng), которая была принята в начале 1950-х годов для введения системы бывшего СССР и продвижения национальной индустриализации.

Фактически, адаптируя аналогичные инструменты оценки и систему индикаторов в сфере высшего образования, администрации по образованию в провинциях осуществили оценку обучения в под-бакалавриате, в профессиональных колледжах. Оценка системы обучения в большинстве частных высших учебных заведениях проводилась ЦОВО или администрациями образования в провинциях.

Результаты и дискуссии

Согласно данным Министерства образования и ЦОВО, в ходе первого цикла оценки обучения на уровне бакалавриата наблюдались заметные достижения, сравнимые с процессами, происходившими в 1996 и 1999 годах. Но даже при этом министр образования признал существование некоторых отрицательных сторон подобной оценки. К ним можно отнести формализм, мошенничество и обман. Более того, единая природа этой системы оценки ограничивает ее использование в разных категориях учебных заведений, к тому же расходы, особенно скрытые, достаточно высоки. Как ни странно, несмотря на то, что перед проведением оценки обучения большинство колледжей и университетов находилось под сильным давлением и было затрачено огромное количество энергии, во время первого цикла оценки уже более 80% учебных заведений получили оценку «A».

В дискуссию по поводу результатов и направлений деятельности данной системы оценки высшего образования были вовлечены преподавательский состав, администрация, студенты, правительство, общество и СМИ. Два противоречивых заявления были сделаны президентами ведущих национальных университетов, которые были опубликованы в 2008 году в «People’s Daily», самой влиятельной газете Китая. Баоченг Джи, президент Университета «Renmin» в Китае, в прошлом директор Департамента высшего образования Министерстве образования, который еще до создания ЦОВО возглавлял проведение оценки качества обучения в вузах, резко критиковал такую многократную оценку университетов и предлагал предоставить университетам больше автономии, в том числе и в вопросе проведения оценки качества обучения. Дарен Хуанг, президент Университета «Zhongshan», придерживается совершенно иной точки зрения, настаивая на том, что проведение подобной оценки просто необходимо. Хуанг отметил, что оценка высшего образования опирается на очень прочную законодательную базу и подобный мониторинг качества обучения является международной нормой. Несмотря на все существующие проблемы, не стоит отменять проведение подобной оценки. По его мнению, если данная оценка обучения станет постоянным средством обеспечения качества, она не помешает повседневной работе преподавателей.

Хотя оценка обучения в вузах до сих пор является темой жарких дискуссий, вице-министр образования заявил, что Китай будет продолжать идти в данном направлении, предпринимая попытки по усилению системы оценки высшего образования. Вопрос организации оценки определен как сфера ответственности правительства, а прохождение оценки обучения – как обязанность университетов.

Перспективы

Основываясь на положительных и отрицательных результатах первого цикла оценки качества обучения бакалавриата, Министерство образования вместе с ЦОВО продолжают работу по улучшению данной системы. Новые направления развития системы оценки включают три аспекта. Первый – система обеспечения качества бакалавриата, проводимая в рамках самого учебного заведения, предпочтительнее внешней системы проверки, проводимой правительством. Второй – во избежание превращения колледжей и университетов в пассивные объекты оценки следует предоставить им больше возможностей самим проводить активное участие и лидирующую роль в процедуре оценки. Третий – необходимо сократить давление, оказываемое на большинство вузов, в прохождении длительной и тяжелой процедуры оценки. Все это постепенно реализуется, и сейчас оценка обучения в вузах – это не просто правительственная мера, а способ контролировать ситуацию со стороны широкой группы акционеров, включающей не только государственные органы, но и учебные заведения, преподавательский состав, администрацию, студентов, семьи и даже СМИ.

Несмотря на то, что еще много предстоит сделать для развития комплексной, стабильной системы оценки высшего образования, Китайская национальная система оценки высшего образования представляет собой важный этап на пути к улучшению качества образования. Как сообщается, Министерство образования планирует начать второй пятилетний цикл оценки высшего образования, которую ЦОВО будет проводить в конце 2009 года. В ходе реализации нового цикла будет изучено несколько новых инициатив по оценке обучения.



Назад в раздел