Увеличение количества студентов, успешно окончивших вуз в Южной Африке



Джордж Суботски

Джордж Суботски – профессор и исполнительный директор Департамента информации и стратегического анализа, Университет Южной Африки, Йоханнесбург, ЮАР.

Е-мейл: Subotg@unisa.ac.za

Одним из ключевых вызовов, стоящих перед высшими учебными заведениями в настоящее время, стал вопрос о том, как совместить расширение студенческого контингента и все более его диверсифицированный характер с необходимостью увеличить количество учащихся, с успехом завершивших обучение. Эта проблема носит глобальный характер, но для Южной Африки она является особенно актуальной по ряду причин. Во-первых, большинство учащихся совершенно не подготовлены к тому, чтобы получить высшее образование. Все еще дает о себе знать наследство апартеида. Система начального и среднего образования в ЮАР тоже не соответствует стандартам. За 15 лет демократического правления правительству не удалось преодолеть существующее неравенство и недостатки. Большинство студентов выросли в очень неблагоприятных условиях и постоянно испытывают на себе социально-экономические и финансовые последствия этого. Конечно, это сказывается и на том, что далеко не все, поступающие в вуз, успешно проходят весь путь до получения диплома. И хотя за последние двадцать лет количество черных южноафриканских студентов значительно возросло, ситуация с местными преподавателями и сотрудниками осталась практически неизменной. Не произошло существенных сдвигов и в институциональной культуре.

В результате, обучаясь в университетах, где изначально превалирует европейская культура, многие чернокожие студенты испытывают чувство отчуждения. Это явление отрицательно сказывается на успешном окончании ими университета. Недавно появился любительский видеофильм, снятый белыми экстремистами, студентами консервативного Университета Free State, где показано, как намеренно унижали чернокожих уборщиков из обслуживающего персонала, подрывая тем самым процесс расовой интеграции. Этот пример является еще одним ярким свидетельством существования расизма в высших учебных заведениях ЮАР. Данное видео вызвало взрыв негодования в стране и привело к тому, что Министерство образования назначило комиссию по расследованию явных и скрытых проявлений расизма для выработки рекомендаций по борьбе с этой проблемой. Все это послужило причиной того, что внимание общественности вновь привлекли барьеры, которые стоят перед темнокожими студентами из-за того, что процесс преобразований в южноафриканских университетах сильно затянулся. И, наконец, в Южной Африке продолжается ощутимая нехватка высококвалифицированных работников, препятствующая росту и развитию страны. Поэтому рост студенческого контингента, увеличение доли тех, кто дойдет до конца и успешно закончит курс, является главным приоритетом. Есть и другие факторы, отрицательно сказывающиеся на возможности студентов завершить обучение: большой процент зараженных ВИЧ/СПИД и то, что ЮАР – это страна, возглавляющая рейтинги наиболее коррумпированных государств в мире.

Количественная проблема

Недавние исследования, проводимые Советом по высшему образованию в масштабах страны, выявили масштабы проблемы сохранения студентов после их поступления в вуз вплоть до его успешного окончания. Горькая реальность такова, что только 30% от общего числа первокурсников, которые поступили в университеты Южной Африки в 2000 году, окончили их через 5 лет. Еще 14% продолжают обучение. Это значит, что 56%, т.е. более половины всего контингента студентов, так и не получили высшего образования. Конечно, это общие цифры, и учебные заведения различных вузов отличаются по своим показателям – вузы с дневным и дистанционным обучением, академические университеты и профессионально-технические колледжи, сильные и слабые учебные заведения. Конкретные показатели выглядели следующим образом: вузы с дневной формой обучения – 50% от набора, сделанного 5 лет назад, успешно завершили обучение; 32% выпускников – показатель профессионально-технических колледжей, 14% выпускников для крупнейшего университета дистанционного обучения страны – Университет Южной Африки по дистанционному образованию(Unisa – Юниса) и непростительно низкие 2% в университете дистанционного обучения Южной Африки (Technicon – Техникон). Процент отсева варьировался в широких пределах: от 85% в университете Техникон и до 59% в университете Юниса, 58% в профессионально-технических колледжах с дневной формой обучения и 38% в университетах с дневной формой обучения. Из-за размера университетов Юнисы и Техникона цифры, характеризующие процент отсева, негативно сказываются на общих показателях.

История Университета Южной Африки

Зная историю вопроса, уже не удивляешься тому, что правительство оказывает сильное давление для улучшения показателей выпуска, а вузы продолжают нести бремя развития крупномасштабных академических программ, целенаправленно повышающих уровень студентов с очень слабой школьной подготовкой. Эта необходимость корректирования уровня подготовки первокурсников особенно ощущается в новом университете Юниса, который вошел в национальную правительственную программу перестройки системы образования в стране. После слияния с университетом Техникон и другим небольшим вузом дистанционного обучения университет Юниса стал одним из крупнейших мировых мегауниверситетов. Сейчас там обучается 260000 человек, т.е. одна треть всех студентов страны. Предлагая открытый доступ к большому количеству академических и профессиональных программ, а также разнообразные по продолжительности курсы, университет Юниса играет важную роль в развитии человеческих ресурсов и обеспечении рынка труда не только в ЮАР, но и на всем континенте. Учитывая гигантские размеры, университет поглощает значительную долю правительственных субсидий. Поскольку они напрямую зависят от результатов, университет заинтересован в том, чтобы как можно эффективнее решить эту проблему.

Одна из задач, стоящих перед университетом Юниса, является особенно острой. Большую часть студенческого контингента составляют учащиеся не очной формы обучения, средний возраст которых около 31 года. Кроме того, организационно-административные структуры университета Юниса не успевают удовлетворить потребности огромного количества студенческого контингента, который значительно вырос за последние годы. Администрация, скажем, не может своевременно обеспечить всех студентов учебными материалами. Исследование, проведенное среди студентов, обучающихся по программам бакалавриата в области коммерции и права, показало, что за 10 лет количество студентов, полностью завершивших обучение, было совсем небольшим и составило от 14 до 30%. Интересно, что сроки, которые устанавливались для полного завершения программы, исходили примерно из половины той нагрузки, которая выполнялась студентами очного отделения. Результаты исследования позволяют надеяться, что сроки, предоставляемые студентам на завершение обучения, вполне удовлетворительны, так что уменьшение непомерно высокого процента отсева в 50-70% – это главная задача на пути к успеху.

Развивающие стратегии

Итак, снижение процента отсева в университете Юниса выходит на передний план и становится приоритетным направлением в стратегии развития вуза. В этой связи уже предпринят ряд координированных шагов. Комплексный план включает разработку программы и стратегии ее осуществления. Первым шагом стала разработка концептуальной модели идентификации всех факторов, содействующих успешному окончанию университета Юниса. В рамках этой работы был сделан всесторонний анализ литературы, описывающей многообразные модели, которые содействуют сохранению студенческого контингента без потерь, начиная с 1970-х до настоящего времени; рассмотрены теоретические основы данных моделей, включая социологические, антропологические, социальные и психологические аспекты. На основе данного анализа была создана модель, объясняющая условия, при которых студенты успешно завершают свое образование в университете Юниса, одним из которых является достижение соответствия между потребностями студента и вуза, ожиданиями и работой студента на каждом этапе; его долгого путешествия с 1 курса до окончания университета. Такое соответствие возникает, когда существует взаимное понимание и взаимная ответственность. Студент со своей стороны должен изменить свое отношение, развить необходимые качества, умения, навыки, получить знания, чтобы соответствовать всем требованиям высшего образования и одновременно преодолеть все обстоятельства и бытовые трудности, которые мешают его обучению и успешному окончанию. В свою очередь вуз тоже должен изменить, перестроить и улучшить все академические, организационные и прочие услуги, учитывая специфический жизненный опыт студентов. Вуз должен больше знать о жизни студентов и условиях, в которых они учатся, и предоставлять самые инновационные и эффективные академические программы и поддержку. И напротив, чем больше знает студент о требованиях, которые предъявляет к нему вуз, и предоставляемых ему услугах, тем больше шансов у него для успешного окончания учебного заведения.

Необходимые количественные и качественные данные накапливаются через студенческую базу данных Юниса. База данных оснащена новейшими информационными и коммуникационными технологиями и программами для учета, обработки и хранения данных: обязательного личного дела студента, результатов опросов в режиме on-line, структурированного ведения журнала, блогов и средств поддержки социальных сетей, чтобы зафиксировать все учебные достижения студента и отражать текущие события его жизни. Студенческим порталом университета Юниса пользуются приблизительно 190000 студентов. Это дает неограниченные возможности для насыщенного сбора количественных и качественных показателей, поиска данных, статистического и аналитического моделирования для определения и прогнозирования факторов, определяющих успех. На основе этих прогнозов с использованием инновационных технологий разрабатываются и применяются активные меры поддержки студента и снижения риска его отчисления и потери. Таким образом, предпринимаются серьезные попытки перестроить все академические и организационные службы Юниса так, чтобы эффективно соответствовать академическим и жизненным потребностям столь разнородного студенческого контингента. И хотя данные инициативы еще не прошли всестороннюю оценку, их влияние, несомненно, благотворно сказывается на увеличении количества студентов, окончивших вуз не только благодаря деятельности Юниса, но и с помощью опыта, который передается и адаптируется к условиям других вузов.



Назад в раздел