Эфиопия: трудности роста



Лиз Райсберг и Лаура E. Рамбли

Лиз Райсберг и Лаура E. Рамбли – научные сотрудники Центра международного высшего образования в Бостонском колледже.

Е-мейл: reisberg@bc.edu; rumbley@bc.edu.

Эфиопия – одна из самых бедных стран в мире. Более трех четвертей основной экономической деятельности страны составляют мелкие фермерские хозяйства, не только неэффективные, но и чрезвычайно уязвимые и зависимые от изменений климата и цен на международном рынке. Чтобы перейти от статуса аграрного государства к стране с современной развитой экономикой, Эфиопии нужны высокообразованные граждане. Эта потребность особенно важна в стране с 15-м по величине населением на планете, средний возраст которого составляет 17 лет. Поэтому правительство с головокружительной скоростью расширяет систему высшего образования, увеличивая прием в вузы и количество студентов.

В ХХ веке в Эфиопии продолжительное время было только два университета. С середины 1990-х годов количество частных учебных заведений выросло, одновременно рос и государственный сектор. Сегодня 19 новых государственных университетов – это недавно открытые учебные заведения или колледжи, объединенные, модернизированные и получившие университетский статус. Есть также 26 региональных педагогических колледжей и около 60 аккредитованных частных вузов (только один признан в качестве университета).

Темпы роста были потрясающими, но сегодняшняя ситуация в Эфиопии требует еще большего развития системы высшего образования. Напряженное положение в стране хорошо представлено сэром Джоном Дэниелсом графически в виде «железного треугольника», где доступ, стоимость и качество находятся в непрочном равновесии.

Устойчивый рост контингента студентов (мужчин)

Возможность получения образования в Эфиопии значительно улучшилась на всех уровнях, все больше студентов получают среднее образование и продолжают обучение в вузах. Статистические данные Министерства образования показывают, что в течение 2000/2001 учебного года прием в государственные университеты (за исключением дистанционной и вечерней форм обучения) был приблизительно равен 34000. К 2007/2008 учебному году прием студентов бакалавриата возрос более чем на 125000. Однако выгоду от этого роста ощущают прежде всего представители мужского пола: женщины составляют менее 30 процентов студентов бакалавриата и только 10 процентов – студенты-магистранты.

Проблемы качества

Большие причины для беспокойства вызывает качество обучения, хотя зачастую оно трудно поддается оценке. Число преподавателей не соответствует возрастающему количеству студентов. В 2000 году более 3400 преподавателей вели занятия в университетах Эфиопии. В 2008/2009 учебном году их стало 7500. Другими словами, в то время как количество студентов выросло почти в четыре раза, преподавательский состав вырос только наполовину. Это несоответствие прослеживается и в процентном соотношении между преподавателями и студентами, которое росло от 1:8 в 1995 году до 1:15 в настоящее время.

Поскольку преподаватели из Эфиопии не могут заполнить все вакантные места, их также приглашают из-за границы. У большинства университетов нет ресурсов, чтобы эффективно контролировать или обучать такое большое количество новых и неопытных преподавателей. Менее 20 процентов новых преподавателей имеют степень магистра, и менее 4 процентов имеют степень PhD.

Качество также ограничивается инфраструктурой. В течение прошлых двух лет страна испытывала трудности от регулярных веерных отключений электричества, и лишь у немногих университетов есть генераторы, чтобы поддерживать техническую инфраструктуру во время прекращения подачи электроэнергии. Строительство новых учебных корпусов, расширение библиотечных фондов, создание компьютерных лабораторий и развитие интернет-технологий отстают от роста студенческого контингента. Международные агентства помогают правительству создать новую материальную базу и инфраструктуру, однако их усилия в значительной степени нескоординированы и займут продолжительное время.

Анализ стоимости обучения

Стоимость обучения растущей когорты студентов университетов быстро превысила имеющиеся государственные фонды. Новая политика облегчила это положение. Страна перешла от бесплатного высшего образования к частичному возмещению расходов, но и эта система еще в течение нескольких лет не обеспечит полного возмещения государственных расходов. Правительство в настоящее время зависит от международной помощи и от преподавателей-иностранцев для заполнения пробелов, возникающих в результате быстрого роста системы высшего образования. Однако и этого недостаточно, чтобы удовлетворить все потребности этой молодой системы.

Человеческие ресурсы как «движущаяся цель»

Слишком много самых лучших и самых ярких преподавателей покидают Эфиопию. Возможности научной работы и профессионального роста за границей сейчас стали возможны благодаря национальным и спонсорским программам. В долгосрочной перспективе это, конечно, усилит высшее образование в Эфиопии. Однако возможности получения образования за границей часто приводят «к утечке мозгов», в то время как даже краткосрочное отсутствие профессоров и администраторов вызывает существенные проблемы в университете. Дополнительная нагрузка ложится на плечи оставшихся коллег, а большой объем научно-исследовательских работ часто передается к менее опытным и менее квалифицированным сотрудникам.

Тем временем преподаватели не задерживаются на одном месте и перемещаются из одного университета в другой или совсем уходят из высшего образования. Это явление распространилось в Эфиопии повсюду. Смена кадров происходит на всех уровнях, поскольку преподавателями движет желание улучшить доход и переехать из села в город. Постоянная смена кадров мешает эффективной работе вузов и перспективному планированию их развития.

Планирование на длительный срок или краткосрочные действия

Каковы альтернативы быстрого роста без соответствующей инфраструктуры, преподавателей или ресурсов? В 1999 году менее 1 процента населения соответствующей возрастной категории учились в высших учебных заведениях. Если эфиопское правительство решило «построить дом прежде, чем в него поселиться», то в течение последующего десятилетия страна может не достичь большого успеха в расширении доступа к образованию. Тем не менее правительство приказывает, оказывая давление на университетских руководителей и преподавателей, зачислять как можно больше молодых граждан Эфиопии для получения высшего образования.

По данным ЮНЕСКО, сегодня 3 процента населения соответствующей возрастной категории в Эфиопии учатся в университетах. Хотя им еще далеко до международного уровня, Эфиопия достигла быстрого 300-процентного увеличения количества студентов, и правительство продолжает стремиться к еще большему росту. Возникает вопрос: соответствуют ли университеты новому притоку студентов и располагают ли достаточными ресурсами и персоналом?

Этот период был, по-видимому, очень интересным в истории системы высшего образования Эфиопии, но «трудности роста» очевидны и продолжаются, учитывая такие быстрые темпы. На этой критической стадии, где многое было уже достигнуто, оценка качества и стремление поддерживать стабильную инфраструктуру должны стать приоритетом государственной политики.



Назад в раздел