Высшее образование в Японии: имущие выигрывают, неимущие в проигрыше



Иошиаки Обара – президент университета Тамагава. Адрес: 6-1-1 Tamagawa Gakuen, Machida, Tokyo, Japan. 

В период, когда глобальная экономика зашла в тупик, и для японской экономики свет в конце тоннеля еще не забрезжил, в Японии продолжаются дискуссии по поводу деления общества на «победителей» и «проигравших». Довольно часто, когда общий спад в экономике угрожает существованию организации, особенно крупной, японское правительство, как правило, не остается в стороне и старается помочь открыто или незаметно преодолеть кризисную ситуацию, опасаясь, что банкротство крупной организации повлечет за собой цепную реакцию разорения других, более мелких. Конечно, размер компании еще не является гарантией того, что она будет в группе «победителей». Подобно многим организациям многие частные вузы в Японии также столкнулись с опасностью пополнить ряды «проигравших».

Поляризация частных вузов Данное явление стало отчасти результатом того, что руководство университетов проявило подлинную близорукость и не предприняло никаких мер предосторожности в связи с тем фактом, что доля населения в традиционном для поступления в вуз возрасте резко снизилось. В Японии люди старшего возраста, как правило, не поступают в университеты, чтобы приобрести первое или второе высшее образование. Это связано в частности с тем, что, не получив своевременно образование, выпускник уже не сможет сделать полноценную карьеру. Таким образом, рынок образовательных услуг в Японии нацелен на традиционный студенческий возраст. И хотя количество абитуриентов, начиная с 1994 г., неуклонно уменьшается, количество вузов продолжает расти. Открываются новые университеты, и в результате большое количество вузов – особенно небольших и расположенных в сельской местности – не могут осуществить набор студентов.

Tei-in: деятельность университетов
Термин tei-in обозначает квоту студентов-первокурсников, утверждаемую для университета Министерством образования, науки и техники. Когда открывается новый вуз или факультет, эта квота устанавливается для него в соответствии со стандартами аккредитации, определяемыми Министерством образования. В соответствии с данными стандартами мы обязаны принимать студентов-первокурсников в количестве, не превышающем квоту в 30% от общего количества учащихся. Соблюдение этого условия позволяет нам получать установленные субсидии от государства. Они предусмотрены, чтобы оказать содействие в развитии частных вузов, не меняя оптимального соотношения количества студентов и преподавателей. В прошлом некоторые вузы, столкнувшись с финансовыми затруднениями, старались выправить ситуацию за счет увеличения контингента студентов. Сейчас каждый университет обязан принимать студентов-первокурсников в соответствии с данной квотой.

Однако если принимать абитуриентов сверх установленной квоты, то это приносит вузу дополнительный доход. Например, если университет, для которого установлена квота в 5,000 студентов-первокурсников, примет на 1 курс на 20% больше установленной цифры, то его прибыль составит 12 млн. долларов США в год (20% или 1,000 студентов умножаем на сумму средней оплаты в частном вузе в Японии, которая в 2009/2010 учебном году составила 12,000 долларов США). Если вуз в течение четырех лет набирает студентов на 20% больше установленной квоты, то это дает ему существенную прибыль.

Согласно статистическим данным Министерства образования контингент студентов в двадцати крупнейших японских университетах в соответствии с квотой составлял 117,494 студента, хотя многие из них превышали квоту на 10-20%. Большинство этих университетов расположены в столице Токио и крупнейших городах Японии – Киото и Осака. Квота самого большого университета составляла около 14,180 человек. Если этот университет превысит квоту на 20%, многие малые вузы будут вынуждены уйти с рынка образовательных услуг. Сорок один вуз (7% всех частных учебных заведений) располагают квотой, превышающей 2,500 человек, и в них учатся 858,222 студента (42% всех студентов частных вузов). Небольшая группа, охватывающая 18% частного сектора, обучает 63% всех студентов.

Рынок образовательных услуг в Японии нацелен на традиционный студенческий возраст. И хотя количество абитуриентов, начиная с 1994 г., неуклонно уменьшается, количество вузов продолжает расти. Выпускники средней школы стремятся учиться в столичных вузах, поэтому малым вузам, расположенным в провинции, все труднее привлекать абитуриентов. Ситуация для них в последнее время усугубляется в дополнение к многочисленным стипендиям, предлагаемым крупными вузами, еще и так называемой «демпинговой оплатой за обучение». Демпинговая оплата за обучение аналогична политике многих авиакомпаний, которые предпочитают продавать билеты на авиарейсы с большой скидкой, но им это выгоднее, чем наличие пустых мест в самолете. Такая политика тоже дает крупным столичным вузам преимущество над малыми университетами, расположенными в сельской местности.

Частным вузам приходится нести бремя ответственности за неспособность поддержать установленную квоту. Ассоциации частных вузов следовало бы остановить политику экспансии. Студенческий контингент восемнадцатилетнего возраста («а») уменьшается, поэтому квота для специальных вузов («х») и прочих учебных заведений («у») также должна быть снижена, чтобы поддержать равновесие. Если бы все вузы действовали в соответствии с формулой х + у = а, то они бы осознали, что политика экспансии ведет к банкротству.

Согласно последним статистическим обзорам Министерства образования, около 43% частных вузов в 2008/2009 учебном году не смогли набрать студентов до установленной квоты, а 47% оказались в долгу согласно 2007/2008 фискальному году. Большинство из этих вузов – это небольшие учебные заведения, расположенные в сельской местности. Основная статья дохода – это плата за обучение, у многих вузов она составляет до 80% от всех поступлений. Вузы, которые не смогли привлечь студентов, теряют не только финансовые ресурсы. Если количество студентов первого курса составляет менее 70% от установленной квоты, то они утрачивают и возможность получения государственной субсидии. Вузам придется пережить нелегкое время, расходуя резервные фонды, пока они не восстановят tei-in.

Финансовое бремя или активы для частных вузов? По финансовым законам частные вузы должны иметь определенный запас денежных средств, так называемый основной резервный фонд. В резервные фонды включены от 50 до 100% пенсионных выплат штатным преподавателям, амортизационные расходы нового оборудования (подсчитываемые в соответствии с установленной формулой). При планировании постройки нового здания, необходимое количество денежных средств откладывается в качестве резервного фонда.

Выпускники средней школы стремятся учиться в столичных вузах, поэтому малым вузам, расположенным в провинции, все труднее привлекать абитуриентов. Основные фонды вузов существенно различаются в зависимости от размера вуза и долгосрочных планов расширения или строительства новых зданий. Когда процентная ставка банков составляла от 3 до 5%, многие вузы держали свои резервные фонды в банке и реализовывали прибыль от активов. Сейчас, когда процентная ставка банка понизилась до 0,5%, многие университеты предпочитают держать свои активы в правительственных ценных бумагах, бондах, валютных депозитах. Они рискуют сравнительно меньше, чем те, кто доверил свои активы инвестиционным трестам, инвестировал в акционерный капитал или занялся торговлей деривативами.

В средствах массовой информации прошло сообщение о том, что некий университет К (tei-in 5,500 студентов) потерял 150 млн. долларов США из резервного фонда на торговле деривативами. Ему пришлось возмещать потерю, взяв кредит из банка. Многие вузы прибегают к банковским кредитам для постройки новых зданий. В случае с другим университетом, назовем его, скажем, университет Т (tei-in 1,700 студентов), он предпочел не держать свой резервный фонд в прибыльной, но рискованной торговле деривативами; на свои активы он приобрел бонды и иностранную валюту. В 2008 г. его прибыль составила 2,69% и принесла ему 15 млн. долларов США. Но в 2009 г. ставка прибыли этого вуза упала до 1,25% и составила лишь 7 млн. долларов США.

Становится ясно, что небольшие и сельские колледжи уже не получают прибыль, поскольку набор на первый курс не превышает установленной квоты в последние годы. В результате способные студенты получают меньшую стипендию. Количество студентов с каждым годом сокращается, и в конечном счете может стать меньше tei-in. Эта тенденция в свою очередь дает преимущества крупным столичным вузам. В настоящее время в Японии наблюдается четкое разделение всех вузов, когда крупные университеты становятся все крупнее, а малые – все меньше. Если правительство не окажет помощь малым и расположенным в сельской местности вузам, вполне возможно, что многие (хотя точное количество невозможно определить) будут вытеснены с рынка образовательных услуг. Уже в ближайшее время мы будем поставлены перед этим фактом. И только крупные вузы выживут в меняющемся мире. 



Назад в раздел