Международные стратегии увеличения доли студентов завершивших образование



Артур М. Хауптман – консультант в области государственной политики, специалист по вопросам финансирования высшего образования. Янг Ким – научный сотрудник Центра анализа политики при Американском Совете по образованию. 
Полный текст отчета можно найти на сайте http://www.iff.org/Documents/MOA_report_051909.pdf


В прошлом десятилетии в стратегии развития высшего образования многих стран первостепенной целью стало не повышение количества студентов, а увеличение доли тех, кто сумеет закончить вуз и получить послесреднее образование. Такой сдвиг в приоритетах в системе высшего образования означает, что в данных странах правительство озабочено не только традиционным вопросом о доступности высшего образования, но и заинтересовано в конечном результате, т.е. успешном окончании вуза.

В Соединенных Штатах такие изменения в подходах к развитию системы высшего образования привели, во-первых, к публичным дискуссиям о том, почему в ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) процент студентов, поступивших и успешно окончивших вуз, равен или даже превосходит аналогичную цифру в США, несмотря на то, что США выделяют на поддержку высшего образования большую долю ВВП, чем любая другая страна ОЭСР. Во-вторых, в этом случае возникает вопрос, как другие страны улучшают этот показатель, не увеличивая суммы расходов на одного студента и без дополнительных финансовых затрат.

Дифференциация показателей
Чтобы ответить на оба вопроса группа «Рабочие места будущего», входящая в общий проект «Сделаем возможное реальным», недавно опубликовала отчет под заглавием: «Завершение образования – затраты и заинтересованные стороны: Международный обзор». В отчете говорится, что при обсуждении трех показателей эффективности третичного образования следует выделить ключевые компоненты. Расходы на одного студента, например, следует рассматривать отдельно в процессе обучения и в процессе проведения исследований. (Хотя подсчитывать расходы на проведение научных исследований на одного студента, как это делает ОЭСР, представляется делом довольно бессмысленным).

Говоря о заинтересованных сторонах, следует отдельно рассматривать государственные и частные источники. В странах, где государство выделяет ресурсы для развития высшего образования, вклад частного капитала невелик. И наоборот: страны, которые полагаются на частные источники финансирования университетов, не оказывают большой помощи из государственных ресурсов. Канада является исключением из этого правила.

Для более точного определения процента поступивших в вуз и завершивших образование в отчете предлагается провести четкое различие между степенью бакалавра и дипломом после завершения двухгодичного курса обучения. В странах, где процент завершивших курс обучения на степень бакалавра выше, таких как США и Норвегия, процент тех, кто завершил двухлетний курс, существенно ниже. И наоборот, такие страны как Канада и Япония, где выше количество учащихся, завершивших двухлетний цикл обучения, не представлены в рейтинге стран с наивысшими показателями по завершению обучения на степень бакалавра.

Международные стратегии
Еще один важный урок можно извлечь из данного отчета – сравнивая международный опыт, следует увидеть за статистическими данными стратегию, используемую в каждой стране для достижения высоких показателей числа студентов, завершивших обучение. В нашем отчете, основой которого стали статистические данные, собранные в странах ОЭСР, мы исследуем, почему в некоторых странах эти показатели растут быстрее. В отчете предоставлен анализ восьми стратегий, которые содействовали успеху.

Стимулирование к завершению обучения. Наиболее очевидным способом увеличения количества студентов, завершивших обучение и получивших степень, является использование различных методов стимулирования. И университетам, и студентам это должно быть выгодно. В ряде стран уже разработаны различные меры поощрения. Например, в Дании университеты получают финансирование в зависимости от количества выпускников. В Австралии, Исландии, Италии и ряде других стран ОЭСР тоже стремятся увеличить количество выпускников. Именно эта цифра, а не количество первокурсников является наилучшим показателем состоятельности университета.

Сокращение периода обучения. В соответствии с Болонским процессом европейские страны стремятся к повышению эффективности системы высшего образования. Одним из следствий этого стало сокращение периода обучения бакалавра до трех-четырех лет вместо пяти и более, как это было принято в ряде европейских стран. Уже многие страны в Европе и за ее пределами одобрили такой подход, включая Австралию, Чехию, Исландию, Японию, Новую Зеландию, Швецию и Британию.

Расширение двухгодичных программ обучения. Важным способом стимулирования подготовки кадров при сравнительно небольших затратах стало внедрение двухгодичных программ обучения. Это дешевле чем бакалавриат. Канада и Япония уже применяют данную стратегию, чтобы достичь высоких показателей в общем количестве дипломированных специалистов.

Повышение уровня государственной поддержки. Рост инвестиций в образование ведет к увеличению числа учащихся, а следовательно и выпускников. Некоторые страны, особенно в нордических регионах, уже внесли значительную поправку в расходы на развитие системы образования. Ирландское правительство также значительно увеличило инвестиции в высшее образование, хотя это произошло скорее за счет быстрого роста национальной экономики, чем повышения общественного осознания важности данного вопроса.

Влияние частного капитала. Южная Корея и Япония – это типичные примеры высокоиндустриализированных стран, которые положились в вопросе подготовки квалифицированных специалистов на частный капитал. Обе они стали лидерами мировых рейтингов по количеству студентов, поступивших и окончивших вузы, причем затраты государства были не очень высоки. Ряд развивающихся стран тоже выбрал эту стратегию и успешно применяет ее, развивая систему высшего образования.

Увеличение количества студентов. В некоторых скандинавских странах сейчас количество выпускников со степенью бакалавра в процентном отношении к числу поступивших на 1 курс равно или превышает аналогичную цифру в США. Среди них особенно выделяется Норвегия, в которой послесреднее образование – это прежде всего подготовка бакалавров, а количество двухгодичных программ весьма ограничено. В результате затраты государства на обучение одного студента очень высоки. Им приходится нести расходы и на научные исследования, которые в странах с меньшим количеством университетов и программ подготовки бакалавров не столь высоки.

Увеличение платы за обучение в государственных университетах. В некоторых странах ОЭСР количество студентов, принятых на первый курс, и соответственно количество выпускников возросло в основном за счет оплаты за обучение в государственных вузах. Этой стратегии придерживается Канада, имеющая наивысший процент выпускников, завершивших обучение от числа поступивших на 1 курс, среди стран ОЭСР, хотя в основном этот рост произошел за счет дипломированных специалистов, окончивших двухгодичный курс обучения. В США и Новой Зеландии ресурсы расширились также за счет увеличения платы за обучение в государственных вузах. Австралия создала проект «Схема содействия высшему образованию» и стала примером страны, в которой студентам выдаются кредиты на обучение. Выпускники впоследствии возвращают их государству в соответствии с доходом, который они будут получать, окончив университет. Англия и Таиланд придерживаются подобной стратегии.

Привлечение иностранных студентов. Еще один способ увеличить количество студентов и расширить ресурсы – это привлечь больше студентов из других стран. Стоимость обучения для них приближается к рыночной, коммерческой, что и создает значительные ресурсы для системы высшего образования. Австралия и Новая Зеландия очень энергично работают в этом направлении: студенты-иностранцы составляют одну пятую часть всего студенческого корпуса. В Австрии, Швейцарии и Британии 10% обучающихся – это студенты из-за рубежа. Но поскольку они не становятся гражданами страны, в которой учатся, то даже большой приток иностранцев не оказывает существенного влияния на количество выпускников.

Заключение
Поскольку страны всего мира находятся под воздействием экономической рецессии, то каждая из восьми стратегий заслуживает внимания. Восстановление экономики может оказаться затяжным процессом, поэтому политикам и руководителям в области высшего образования следует выбрать тот путь, который приведет к обучению большего количества специалистов наиболее экономичным образом.


Назад в раздел