Глобализация, университеты и обеспечение качества в Панаме



Нанетт Свенсон – консультант по вопросам высшего образования в г. Панама, Панама. Е-мейл: nanette.svenson@gmail.com.

Высшее образование в развивающихся странах за последние двадцать лет претерпело радикальные изменения, прежде всего в результате глобализации. Однако сложное переплетение глобальных и местных условий по-разному сказывается на формировании системы высшего образования каждой отдельной страны. Экономика и политика – вот две силы, оказывающие наиболее сильное воздействие на этот процесс. Экономические аспекты приводят в движение возможности бизнеса в сфере высшего образования; политические – определяют видение того, каким должно быть высшее образование в стране, которое внедряется в обществе через политику, законодательство и государственное регулирование. Взаимодействие этих двух факторов и система, полученная в результате, во многом определяются механизмом оценки качества.


Республика Панама является примером небольшой высоко глобализированной страны, в которой система высшего образования значительно выросла с 1990 г., но прочной системы оценки качества так и не было создано. Последние исследования Национального секретариата науки, технологии и инноваций показывают, как отсутствие обеспечения качества позволило коммерческой стороне университетского образования подорвать политическое видение и препятствовало развитию конкурентоспособности. Изучение этого частного, но достаточно репрезентативного случая может дать представление о том, что происходит в развивающихся странах Латинской Америки.

Сектор высшего образования в Панаме

До 1980 г. в Панаме было два университета. Сегодня в Министерстве образования официально зарегистрировано 36, а их общее количество согласно Национальному регистру превышает 95. Это достаточно большое количество для страны с населением 3 млн. человек и студенческим потенциалом в 300,000 человек. Вместе с ростом количества университетов глобальные тенденции сближения привели к необходимости гармонизации учебных программ и стандартов, что в свою очередь повлияло на законодательство Панамы.

Поскольку большинство университетов возникло в Панаме в последние 15 лет, все они за редким исключением имеют примерно десятилетний опыт работы. Большую часть из них составляют частные вузы, почти все они зарегистрированы как коммерческие организации. В пяти государственных университетах учится около 75% всех студентов. Самый старый и самый крупный из них – это Панамский университет; другие возникли недавно, главным образом, на базе отделений Панамского университета или его региональных представительств.

В частных университетах учится около 25% студентов, но эта цифра быстро растет. Все вузы включенные в Национальный регистр, а также 31 из 36 официально признанных Министерством, являются частными. Лишь некоторые из них являются некоммерческими образовательными учреждениями. Многие возникли на основе договоров с зарубежными университетами, которые создают в Панаме свои филиалы, предлагают дистанционное обучение, «офшорные» дипломы, франшизы или международные корпорации.

Среди зарубежных вузов, представленных на рынке образовательных услуг, такие университеты как Университет штата Флорида, Университет Луисвилля, Университет Тусона, Колледж Нотр Дам из Мериленда, Международный университет Флориды, Университет Колумбии Сен Мартин, Университет Мак Гилла (Канада), Университет Сент Льюис, Школа международного обучения и Бизнес-школа ADEN. Однако только Университет штата Флорида создал кампус, занимает значительное место на рынке и имеет тысячи выпускников. Прочие вузы представлены лишь отдельными курсами, некоторые из них работают лишь с иностранными студентами, так что за исключением Университета штата Флорида, общее влияние зарубежных вузов на сектор образования еще не окрепло.

Международные коммерческие корпорации, представленные в Панаме включают международные университеты Лауреат и систему международных университетов Уитни. Эти компании владеют многочисленными школами, предлагают программы, предназначенные для людей с относительно невысоким уровнем дохода и привлекают большое количество студентов.

Среди официально зарегистрированных частных университетов есть десятки вузов, о которых нет достоверной информации. Это так называемые «гаражные университеты», университеты, располагающиеся в квартирах, арендующие офисы, вывески с названиями которых исчезают так же стремительно, как и появляются. Все эти явления вызывают опасения по поводу качества дипломов и знаний. Такие вузы-однодневки существуют и даже преуспевают, поскольку в Панаме не существует системы аккредитации.

Бизнес против видения

Панама, как и многие латиноамериканские страны, уже подписала многочисленные договоры и отразила в своем законодательстве готовность к процессам глобализации в области высшего образования и видение того, как университеты страны преобразуются в соответствии с международными нормами. В числе наиболее значительных инициатив можно назвать закон, провозгласивший в 1998 г. Панаму «городом знаний», целью которого было свести воедино зарубежные компании, производственные объединения и вузы, используя помещения бывшей военной базы США; соглашение 2003 г., в рамках которого был основан Центрально-американский аккредитационный совет, и закон, по которому в 2006 г. был создан Национальный совет Панамы по оценке и аккредитации высшего образования (CONEAUPA).

Однако инициативы, определяющие современное видение, соседствуют со старым, глубоко укоренившимся законодательством: закон 1927 г. позволяет как гражданам страны, так и иностранцам быстро, легко и недорого учредить любой, даже не совсем законный бизнес, в том числе и образовательный, а статья конституции 1972 г. определяет статус Университета Панамы как центрального органа, осуществляющего контроль за учреждениями высшего образования страны, несмотря на его репутацию не самого лучшего и коррумпированного вуза. Первый закон содействуют увеличению числа университетов, поскольку чрезвычайно затрудняют процесс закрытия несостоятельного вуза, в то время как получить лицензию в Министерстве образования совсем нетрудно. А статья конституции предоставляет возможность Университету Панамы рассматривает контроль за качеством образования как собственный бизнес и препятствовать созданию независимого агентства по обеспечению качества. Прошло уже три года после учреждения CONEAUPA, а оно так и не начало работать.

Нерегулируемые факторы – большое количество низкооплачиваемых преподавателей-почасовиков, экономика, в которой преобладает сфера услуг, ограниченное количество рабочих мест – делают высшее образование чрезвычайно привлекательным бизнесом. Кроме того, университеты предлагают и краткосрочные платные курсы по таким дисциплинам как английский язык, делопроизводство, информатика.

Препятствия по пути к конкурентоспособности

Общественное мнение в Панаме склоняется к тому, что содержание и актуальность большинства университетских программ не соответствуют ни международным стандартам, ни спросу рынка. Эта проблема существует в большинстве развивающихся стран. Но без эффективного, активно действующего агентства по обеспечению качества, которое пользовалось бы поддержкой как государства, так и частного сектора экономическая глобализация будет преобладать над политической, а бизнес будет подавлять видение. В конечном счете, несмотря на то, что высшее образование становится все более доступным для широких масс населения, дипломы местных университетов заслуживают все меньше доверия. В Панаме это уже произошло. Недавние исследования показали, что 80% руководителей среднего и высшего звена получили образование за пределами страны.

Без надежной системы обеспечения качества высшее образование в развивающихся странах не сможет внести эффективный вклад в развитие страны и ее конкурентоспособность. В противном случае таким странам, как Панама, придется полагаться на зарубежное образование и иностранных специалистов. Обеспечение качества – это первый шаг к развитию университетов. Но, чтобы сделать этот шаг, следует изменить национальное сознание. Развитие университетов не должно приравниваться к бизнесу – это стратегическая необходимость.



Назад в раздел