Стратегии канадских университетов по интернациолизации



Салли-Энн Бурнет – консультант в области высшего образования и выпускница доктарантуры 2008 г. по программе делового администрирования в управлении высшим образованием университета в Боте, Британия. Е-мейл:contact@saburnett.com. Джероин Хусман – директор Международного центра управления высшим образованием, университет Бата, Британия. Е-мейл: j.huisman@bath.ac.uk.


В прессе и академической литературе в центре внимания сейчас находятся те университеты, которые стали сторонниками глобализации, привлекая в свои кампусы большое количество иностранных студентов или создавая глобальные сети научно-исследовательских проектов. Отмечают и недостатки – есть университеты, основавшие филиалы кампуса за рубежом, которые прекратили работу спустя несколько месяцев после открытия. Меньше внимания уделяется «средним» университетам, тем, которые не имеют престижного статуса, расположены вдали от центра, но стратегия их нацелена на интернационализацию в процессе глобализации. В существующей литературе еще мало описано влияние интернационализации на институциональную культуру. Мы постарались восполнить этот недостаток, изучив четыре канадских университета в Онтарио. Они ведут подготовку в основном по программе бакалавриата, в трех из них количество студентов не превышает 8,000, а в четвертом – 17,000 учащихся. Мы анализировали документы, побывали в кампусах этих вузов и опросили руководителей и сотрудников отделов, которые работали в области интернационализации.

Онтарио имеет репутацию места, где проживает одно из самых многонациональных сообществ в мире, что содействует попыткам университетов в осуществлении международных контактов. Вузы относительно автономны и разрабатывают собственную миссию и стратегию. В государстве нет четкой программы интернационализации, которая давала бы общие направления развития вузов. Данная ситуация осложняется еще и тем, что университеты находятся в подчинении администрации сразу двух уровней – федеральном и на уровне провинции. Отсутствие четко разработанной национальной стратегии, определяющей финансовую политику, которая была бы выгодна как студентам, так и университетам, привело к тому, что количество студентов-иностранцев не увеличивается. Ассоциация университетов и колледжей Канады пропагандирует канадское высшее образование, но немалое количество университетов еще «страдает» от отсутствия спроса со стороны зарубежных учащихся.

Ответные реакции на глобализацию

Университеты были удивительно единодушны в своих планах привлечения студентов из-за рубежа, хотя и шли к этой цели совершенно разными путями. Процент студентов-иностранцев в вузах составлял от 1,2 до 8,5%. Страны, из которых они приехали, тоже были самыми различными. Различными были и аспекты интернационализации – обучение иностранных студентов и привлечение преподавателей из-за рубежа, международные программы обмена и научных исследований. Основными причинами интернационализации – особенно привлечения иностранных студентов – выдвигались стремление к созданию диверсифицированного студенческого коллектива и привлечению дополнительных доходов.

Мы установили, что процесс интернационализации в каждом вузе несет на себе отпечаток институциональной культуры. Наиболее позитивное отношение и экстенсивная долгосрочная программа интернационализации встретились нам в двух из четырех вузов там, где уже была развита культура и дух предпринимательства. Тот факт, что в одном из них встречались элементы бюрократической культуры, не препятствовал внедрению интернационализации в стратегию развития университета.

Заключение

Учитывая, что наши наблюдения были ограничены четырьмя университетами, мы все же делаем заключение о том, что культура предпринимательства содействует положительному отношению вуза к интернационализации. Однако разработка долгосрочных стратегических планов по вхождению университета в процесс глобализации – это не простой вопрос. Вся литература по вопросам организационной культуры свидетельствует о том, что ее изменения не происходят мгновенно. Важную роль продолжают играть контекстуальные факторы, такие как политика администрации вуза.

И, наконец, наши исследования показали, что институциональная культура и стратегия развития, направленная на интернационализацию, взаимно укрепляют и поддерживают друг друга. Интернационализация учебных планов и программ содействует диверсификации студентов, а прочие факторы помогают укрепить дух предпринимательства. Принимая во внимание то, что четыре университета хотели бы расширить свои портфолио в области интернационализации, мы рекомендовали каждому вузу программу специфических мероприятий и стратегию развития. Эти рекомендации включали разработку более четкого видения и миссии вуза, разработки соответствующего плана капиталовложений. Мы советовали отвести интернационализации больше пространства (метафорически и географически) в организационной структуре вуза и разработать программу долгосрочного сотрудничества с канадскими и/или зарубежными партнерами.



Назад в раздел