Послевузовское образование в Африке: вырисовывающийся кризис
Уиздом Дж. Тетти – профессор отделения коммуникаций и культуры, университета Калгари. Калгари, АВ, Канада Т2N 1N4. Е-мейл: tettey@ucalgary.ca.
Острой проблемой для всех африканских университетов стала нехватка профессорско-преподавательских кадров, и вряд ли ее решение будет найдено в ближайшее время. Все специалисты в области высшего образования на этом континенте единодушно считают, что данный вопрос является одним из наиболее важных для осуществления миссии учебных заведений. Если для его решения не будут предприняты решительные и неотложные меры, то академические силы Африки не только утратят способность готовить достаточное количество кадров для удовлетворения потребности в человеческих ресурсах, но и само качество интеллектуальной жизни будет продолжать снижаться. Все эти опасения заставляют произвести оценку того, насколько хорошо африканские вузы готовят следующее поколение академических кадров, которым предстоит выдержать борьбу за возрождение интеллектуальной жизни. Критической областью для их усилий и предметом данной статьи является подготовка магистров и докторов. Исследования проводились на примере 15 университетов и семи стран, которые являются членами Партнерства в области высшего образования Африки (http://foundation-partnership.org/).
Число студентов учащихся в магистратуре
Количество и удельный вес студентов-магистрантов в ряде вузов увеличились. В университете Ибадан в 2001 г. магистранты составляли 18% от всего количества студентов. В 2006 г. цифра возросла до 35%. В других учебных заведениях однако эти показатели снижаются. В университете Ганы, например, доля студентов-магистрантов уменьшилась с 14% в 2000 г. до 7% в 2008. В университете Квазулу-Натал снизилась с 32% в 2000 г. до 26% в 2007. Между 2006 и 2007 гг. количество магистрантов в университете Макерере сократилось с 7% до 5%, а в католическом университете Мозамбика в 2008 г. составило лишь 3%. Во всех странах процент магистрантов остается относительно низким – 15% в Южной Африке, 7% в Нигерии и 4% в Гане.
Гендерные показатели
За исключением вузов Южной Африки, в которых обучается приблизительно равное количество мужчин и женщин, для остального континента характерно преобладание магистрантов-мужчин. В университете Квазулу-Натал доля магистрантов-женщин между 2000 и 2005 гг. снизилось с 54% до 50%, а в университете Дар-ес-Салама с 35% до 27% с 2002 по 2007 г.. Будем надеяться на увеличение, а не снижение этой цифры в будущем. В университете Ганы в 2000 г. женщины составляли 25% от общего количества магистрантов, в 2008 г. эта цифра увеличилась до 33%.
Количество обучающихся в магистратуре, докторантуре и выбор программ
Вызывает озабоченность и количество студентов-докторантов. В 2008 г. в университете Ганы они составляли только 6%, но и эта цифра означала их рост, поскольку в 2000 г. она не превышала 5%. В университете Квазулу-Натал доля докторантов возросла с 7% в 2000 г. до 10% в 2005 г.. Доля докторантов в Южной Африке между 2000 и 2006 гг. застыла на уровне 1%. Хотя удельный вес магистров с годами растет, процент студентов, из которых будет формироваться следующее поколение академических работников (то есть, магистрантов и докторантов), все еще невелик.
То, что этот потенциал может обеспечить в будущем достаточное количество академических кадров, вызывает сомнение. Большинство докторантов занимаются по программам и по специальностям далеким от научно-педагогической карьеры. В последнее десятилетие неимоверно возрос интерес к программам МВА.
Выпускники, отсев и процент завершивших обучение
Выпускники докторантуры составляют еще более низкий процент по сравнению с магистрантами, только 11 выпускников университета Ганы получили докторскую степень, т.е. 2% от общего количества выпускников. Только 6% и 1% выпускников университета Метрополитен имени Нельсона Манделы получили степень магистра и доктора соответственно. В этом же году доля выпускников университета Стелленбоша была соответственно 14% и 2%. Фактически только одна четвертая доля выпускников вузов Южной Африки каждый год в период между 2001 и 2006 гг. получала степень магистра и лишь 1% из них стали докторами наук. Гендерные вопросы также не решены. Только 30% из 182 выпускников докторантуры университета Ибадана в 2006 г. были женщины. В университете Дар-ес-Салама доля женщин-выпускников докторантуры составила 34%.
Хотя количество обучающихся в магистратуре и докторантуре и является показательным для определения потенциального числа будущих академических кадров, еще более надежным свидетельством этому стало число студентов, полностью завершивших обучение по этим программам. Иллюстрацией этому стал пример университета Квазулу-Натал. На медицинском отделении этого вуза процент отсева из магистратуры с 2000 по 2006 г. составил 56%, соответствующий показатель по докторантуре был 35%. Такой высокий отсев крайне негативно влияет на формирование следующего поколения академических кадров. Еще более удручающая статистика касается процента студентов, завершивших обучение. В период с 2000 по 2006 г. их доля составила 11% и 10% для магистратуры и докторантуры соответственно. Если доля выпускников составляет лишь одну десятую от числа поступивших, то это серьезная проблема для пополнения преподавательских кадров и поддержания качественного уровня обучения.
Заключение
Без надлежащей стратегии, разработанной для увеличения числа выпускников магистратуры и докторантуры, формирование следующего поколения академических работников – дело почти невозможное. Чтобы обеспечить преемственность преподавательских и научных кадров, африканским университетам следует не только улучшить качество подготовки и увеличить количественные показатели, но и добиться того, чтобы процент выпускников был достаточно велик. Совместные усилия необходимы для разработки и осуществления программ дополнительного финансирования вузов, инновационных программ обучения и стратегий подготовки будущих академических кадров. Необходимы усилия и для привлечения в магистратуру большего количества женщин. Университетам следует отслеживать спрос и немедленно откликаться на все потребности общества, чтобы привлечь и сохранить следующее поколение академических работников на африканском континенте.
Назад в раздел