Бурунди: вызовы и конфликты



Дороти Е. Финнеган – ассоциированный профессор в области программ высшего образования Школы образования, Колледж Уильяма и Мери Уильямсбург, VA23187, USA. Е-мейл: definn@wm.edu.

Бурунди – это страна на востоке Центральной Африки. Ее население составляет около 9 млн. человек, т.е. примерно столько же, сколько проживает в штате Массачусетс. На севере она граничит с Руандой и расположена на берегах озера Танганьика в долине Грейт Рифт. Бурунди – одна из беднейших стран мира; ее ежегодный доход на душу населения составляет 138 долларов США. Более половины национального бюджета формируется за счет грантов и кредитов развитых стран и международных фондов.

Хотя еще в 1961 г. Бурунди добилась независимости от Бельгии, этнические конфликты, которым содействовала колонизация, в течение последних 20 лет замедлили развитие страны. Подобно своему ближайшему соседу, Руанде, Бурунди в течение 12 лет вела гражданскую войну между двумя основными этническими группами: хуту (85%) и тутси (14%). Исторически сложилось так, что тутси занимали главенствующее положение в обществе, но новая конституция, принятая в 2005 г. гарантировала равное политическое положение всем этническим группам. В 2006 г. повстанцы хуту подписали договор о перемирии, но в этой двуязычной стране (кирунди и французский языки) все еще царит напряженность.

Ситуация в сфере образования
Образовательная система Бурунди несет на себе последствия не только колониального и военного прошлого, но и существует в условиях очень тяжелой финансовой ситуации в стране. Грамотность населения составляет около 60%. Начальное образование, предусмотренное государством для детей в возрасте от 7 до 12 лет, не является обязательным,  но только 36% из них оканчивают начальную школу. Примерно 14% выпускников продолжает обучение в средних школах, которые сосредоточены в Бужумбуре, столице государства. В национальном бюджете на образование отводится 18%, половина этих средств распределяется  между средним и высшим образованием.

Количество студентов в высших учебных заведениях крайне незначительно: 1% молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет посещают университет. В Национальном университете Бурунди, расположенном в Бужумбуре, обучается около 4,000 студентов. В последние десять лет появилось три частных университета; все они имеют связи с религиозными организациями. Два из них расположены в Бужумбуре, в них обучается около 2,000 студентов; третий университет находится в сельской местности в трех часах езды от столицы. В Бужумбуре есть еще технический институт и институт Супериор Нормаль.

Академическая жизнь
Продолжающиеся этнические конфликты и тяжелая экономическая ситуация в стране отрицательно сказываются на развитии государственных университетов и затрудняют деятельность частных вузов. Государство выделяет бюджетные деньги прежде всего на зарплату профессорско-преподавательского состава. Недостаток ресурсов приводит к тому, что здания университетов имеют спартанский вид, библиотечные ресурсы ограничены, почти никто не знает о новых  технологиях. У студентов нет доступа к Интернету. Хотя профессора могут пользоваться некоторыми Интернет ресурсами в кампусе, студентам приходится прибегать к помощи кибер-кафе.

Поскольку программ подготовки докторов в стране не предусмотрено, студенты для завершения образования едут в Европу и США. Наиболее тесные связи налажены с несколькими университетами. Однако чтобы избежать проблем с иммиграцией бельгийские университеты разработали новую стратегию под названием «система сэндвичей». Студенты-докторанты учатся в Бельгии три месяца, собирают  информацию, а затем до конца года обязаны вернуться в Бурунди. Доступ  к  библиотечным  и Интернет-ресурсам в Бурунди весьма ограничен: это лишает студентов возможности проводить научные исследования в полном объеме при работе под диссертацией.

Университеты приняли традиционную бельгийскую систему ранжирования преподавателей: преподаватель, ассоциированный профессор и полный профессор. Не имея надлежащих ресурсов, лишь немногие преподаватели занимаются научными исследованиями, поэтому они большей частью не имеют степени. Низкий уровень зарплаты  приводит к тому, что преподаватели читают лекции сразу в нескольких университетах и при возможности оказывают консультационные услуги. Остается острой проблема утечки мозгов. Кроме этого, скудные ресурсы для занятий научной деятельностью приводят к тому, что я бы назвала «наказанием за патриотизм»: получив ученую степень доктора наук за рубежом и вернувшись в страну, профессора не могут поддерживать нормальную профессиональную деятельность. Лишь немногие продолжают заниматься научными исследованиями, и единицы из них ведут работу над темами, имеющими общенациональное значение от биохимии до международного права. Профессор университета Бурунди, получивший грант ЮНЕСКО, т.е. внешнее финансирование, стал первым ученым, ведущим исследования в национальном масштабе. Модернизация привела к забвению национальных традиций и ценностей, что привело к росту сексуального насилия против женщин. Данный профессор посвятил свои исследования  именно этой проблеме. Некоторые профессора из одного национального и двух частных университетов в Бужумбуре высказали мнение о том, что со временем теряют свою квалификацию.

Ограниченные библиотечные ресурсы, недостаточный доступ к Интернету мешают студентам получить качественное образование. По мнению профессионалов даже на старших курсах они получают лишь базовые навыки. Учебные планы следуют традиционным европейским образцам, существовавшим до подписания болонской декларации. В университете Бурунди идут разговоры о переходе на двухступенчатую систему подготовки бакалавров и магистров, но преподаватели сопротивляются всем нововведениям. Альтернативой традиционной системе обучения служат частные университеты, которые предлагают своим учащимся новые, наполненные практическим содержанием программы. К сожалению, при приеме на работу знания имеют не первостепенное значение. Студенты, принадлежащие к «неправильной» этнической группе, выражают опасение, что работодатель не предложит им соответствующей их образованию работы. Несмотря на новую конституцию, страна все еще живет в условиях этнического неравенства.

Обнадеживающие признаки
Некоторые проблески надежды появляются в результате развития всей системы образования в целом. Во-первых, университеты и прежде  всего  частные  вузы активно устанавливают сотрудничество разного рода с вузами  США, Европы и Канады. Ректор университета Люмьер в Бурунди подписал соглашения о сотрудничестве с шестью вузами за пределами Африки. Контакты с канадскими университетами помогли модернизировать и расширить учебный план по специальности «Коммерция». Остальные договоры еще не дали практических результатов, но ректор настойчиво продолжает искать возможности, чтобы помочь своему университету. Аналогичные усилия предпринимает университет в Нгози. Технический институт Испании, прислав команду преподавателей и студентов с необходимым оборудованием, помог этому провинциальному вузу получить доступ к Интернету. Теперь студенты и сотрудники в Нгози могут сами поддерживать и в случае необходимости устранять неполадки в системе. Таким образом, один вуз в стране имеет стабильный доступ к всемирной сети.

По инициативе студента 1 курса университета Люмьер в Бужумбуре была создана рабочая группа в поселке в окрестностях столицы. Команда, состоящая из энергичных студентов университета, недавних выпускников, и профессора-наставника ведет обучение сельских жителей по вопросам питания, здравоохранения; консультирует, проводит тестирование на ВИЧ-инфекцию. Они планируют основать в поселке среднюю школу с техническим уклоном. Сейчас идет активный поиск спонсоров, чтобы переправить из США в Бужумбуру книги для местной библиотеки.

Межэтнические войны, борьба за политическую власть в сочетании с отсутствием видения и стратегического планирования со стороны правительства мешают дальнейшему развитию тех важных  завоеваний, которые были получены Бурунди после обретения независимости. Несмотря на недостаток ресурсов университетов, администрация активно ищет содействия в модернизации инфраструктуры и содержания  программ обучения. Поскольку обе этнические группы стремятся получить высшее образование, потенциал достижения социальной гармонии и решения национальных  вопросов увеличивается. Этому будет содействовать, прежде всего, инициатива, исходящая не от политиков и правительства, а снизу от массы неправительственных организаций, для которых этот вопрос представляет первостепенный интерес.


Назад в раздел