Эр-Риядское заявление по системе университетов мирового класса



Данное заявление принято по итогам крупной международной конференции по системам университетов мирового класса, проведенной 19-20 апреля 2011 года в Эр-Рияде, Саудовская Аравия. Заявление было составлено руководящим комитетом конференции с участием Министерства высшего образования Саудовской Аравии. Оно предназначено для содействия продолжающимся глобальным дебатам о высшем образовании мирового класса 21 века.

Высшее образование является центральной частью участия в глобальной экономике знаний. Университеты предоставляют высококвалифицированные кадры необходимые странам для экономики 21 века. Для гражданина, высшее образование – это ключ к знанию и мобильности. Для общества, университеты – это богатые источники по проведению научных исследований, анализа и комментария. Высшее образование является сердцевиной в экологии знаний нашего века; создание и развитие систем высшего образования для удовлетворения потребностей общества, также как и личностные стремления, являются основной целью каждой нации.

Экология знаний* должна способствовать переводу знаний – традиционных и современных, старых и новых, глобальных и местных, художественных и научных – от научных исследований к практике и от практики к научным исследованиям. Она должна продвигать знание и его применение для решения проблем общества. Она должна поддерживать непрерывность с прошлым, перемены настоящего, строительство будущего. Она должна сохранять, использовать и создавать знание. Она должна высвободить силу знаний.

В веке вездесущей информации и глобальной конкуренции, система университетов мирового класса – это двигатель, ведущий местную экологию знаний экономики, основанной на знаниях. Подобная система должна проникнуть во все аспекты окружения знания: принятие глобальных знаний и их локализация; поиск местного знания и его глобализация; открытие нового знания для пополнения экологии глобального знания. Таким образом, система должна помочь в применении лучшего глобального знания для решений местных проблем и предоставить критические местные проблемы для разрешения лучшими умами земного шара. Задачей является ускорять инновации и создавать идеи, продукты и услуги – позволяя ветрам знаний, не теряя своей идентичности, распространять их по всему миру.

Система университетов мирового класса должна быть обращена одновременно как во внешнюю среду, так и во внутрь. Она должно обеспечить возможности для самых лучших и умных личностей в мире, также как и для граждан, которые имеют ограничения и лишены возможностей из-за обстоятельств демографии, расстояния и других причин. Система должна включать разнообразный спектр университетов – как глобально селективных и престижных, так и местных открытых и доступных, обеспечивающих доступ к лучшим учебным заведениям (превосходству) для всех, которые отличаются в своих миссиях, но объединены общей мотивацией достижения синергистической системы для благосостояния страны.

Система университетов мирового класса должна содержать гармоничное сочетание научных исследований, обучения, сервиса, и развития. В тоже время некоторые университеты в данной системе уделяют внимание только одной из частей, тогда как им следует заняться единым видения их разнообразных обязательств. Превосходство в научных исследованиях часто заявляются в качестве самой высокой цели, которые наиболее легко измеримы. Рейтинг университетов, базирующийся в основном только на научных исследованиях, вводит в заблуждение оценку состояния университетской системы. Превосходство в обучении, сервисе и развитии должны в целом одинаково цениться в системе, хотя у отдельных университетов могут быть определенные положительные преимущества в научных исследованиях или других областях. Университетская система должна оцениваться комплексно вкладу в экологию знаний, экономику, в рост и развитие людей.

Успех системы университетов мирового класса должен измеряться преобразованиями в экономике, основанной на знаниях, а не глобальным рейтингом её университетов.

Система университетов мирового класса должна охватить искусство и естественные науки, профессии и склонности: философские и практические. Она должно формировать мышление, тело, и душу экологии знания и экономики знания. Результаты некоторых дисциплин могут быть весьма известны, а других - менее видны; результаты одних могут быть материальны, а других неосязаемы; эффекты некоторых могут быть немедленными, в то время как у других долгосрочными; вклады некоторых могут быть явными, а других предполагаемыми.

Все эти аспекты областей исследования должны быть частью системы университета мирового класса: (1) обучать следующее поколение молодежи для гражданства, лидерства, и участия в экономике знаний; (2) обеспечить доступ как для расширения, так и для возможности повысить социальную мобильность; (3) проводить исследования, вносящие вклад в общество и экономику; (4) проводить фундаментальные исследования, способствующие продвижению знаний; (5) понимать, критиковать, и сохранять культурное наследие общества; (6) служить в качестве форума для обсуждения и анализа.

Поэтому система университетов мирового класса сложна и разнообразна. Она включает различные типы академических учебных заведений, которые вносят вклад в экологию знаний. Как правило, система национальных университетов содержит небольшое количество исследовательских университетов, которые предлагают магистерские и профессиональные степени, высокоселективны в отборе лучших студентов, наиболее многочисленный сектор университетов, ориентированный на обучение, проводящий ограниченные исследования и, главным образом, предлагающий степени бакалавра, и сектор учебных заведений послесреднего образования, ориентированных на профессиональную подготовку, которые обычно не предлагают степеней бакалавра. Все эти сегменты требуют координации и связи для удовлетворения разнообразных потребностей.

Построение системы высшего образования мирового класса требует осторожной координации ресурсов и фокуса на всем спектре высших учебных заведений и целях — представляя скорее большую картину, а не рейтинг и табели о рангах. Для развития требуется общее видение, единство цели, и уникальное осознание, чтобы построить устойчивую экологию знаний, которая в свою очередь может преобразовать страну в экономику, основанной на знаниях. Для этого требуется способность для оценивания эффективности академических систем через соответствующий бенчмаркинг и механизмы обеспечения качества, чтобы обеспечить успешное функционирование нескольких уровней системы. Обеспечение качества является сложной процедурой, т.к. необходимо измерять различные академические обязательства. Более того, многие ключевые аспекты академической работы нелегко измерить, такие как, качество обучения или воздействие обучения на студентов.

Мы посвящаем себя дифференцированной системе высшего образования мирового класса, которая служит потребностям людей и общества, объединяет высшие учебные заведения во всем мире.

_____________________________________

Примечание научного редактора

Экология знаний* - междисциплинарная область теории и практики менеджмента, которая сфокусирована на отношениях и социальных аспектах создания и утилизации знаний.

Назад в раздел