Афганистан: на лезвии ножа



Фред М. Хейворд (Fred M. Hayward) является независимым консультантом по вопросам высшего образования, который проработал долгое время в Афганистане, начиная с 2003 г. E-mail: haywardfred@hotmail.com.

В условиях непрерывной войны в Афганистане, несложно пропустить успехи, сделанные в области высшего образования за последние несколько лет. Тем не менее, высшее образование балансирует на лезвие ножа. Значительная поддержка со стороны правительства и пожертвования могли бы сдвинуть его в направлении, в котором оно готово двигаться – к повышению качества, расширению содержания и обеспечению прочной основы для развития. Оно также могло колебаться между потребностями в неограниченном росте и более низкими стандартами, а также почти постоянным давлением коррупции.

Высшее образование Афганистана когда-то было ведущим в регионе. Более 30 лет войн сделали эту сферу самой отстающей. Численность учащихся снизилась с 24 300 в девяностых годах прошлого столетия до 7 800 согласно данным, полученным за 2001 г. В то же время не было женщин-студенток и женщин – преподавателей, поскольку они были исключены Талибаном. Более половины преподавателей покинули страну, некоторые были убиты или помещены в тюрьмы; некоторые вузы были закрыты. Все кампусы были повреждены. В некоторых не было ни воды, ни света; большинство лабораторий не функционировало. Часть этого периода времени Университет Кабула использовался под военную базу, а занятия проводились в любых других местах, но не в университете. Качество обучения значительно снизилось, уровень образованности большинства выпускников не отвечал требованиям работодателей.

С 2001 г. Министерство высшего образования проводит работу по восстановлению и улучшению инфраструктуры. Были создано некоторое количество новых лабораторий, также уже существующие были усовершенствованы на факультетах инженерных, информационных и коммуникационных технологий, фармацевтических, сельскохозяйственных и некоторых других факультетах; были построены новые учебные кабинеты и студенческие общежития, хотя, фактически, их требуется еще больше. Около 500 афганцев были направлены заграницу для прохождения докторантуры и магистратуры, и больше 60 из них уже вернулись и начали преподавание. Тем не менее, к 2010 г. только 8 процентов штатных преподавателей имеют степени докторов PhD, 32 процента – магистров, а остальные преподаватели – степени бакалавров. Число студентов увеличилось более чем на 40 процентов за последние пять лет и в настоящее время их количество составляет 63 800 человек. Приблизительно только половина студентов, которые сдали документы в Канкор (приемное отделение) была принята в высшие учебные заведения. За прошедшие пять лет бывший министр высшего образования, г-н Дадфар, и заместитель министра, г-н Бабури, очистили от коррупции процедуру приема в вузы, восстановив профессиональную честность в Министерстве высшего образования и законность национальных вступительных экзаменов.

Система высшего образования страдает от сверхцентрализации. У вузов нет больших стимулов для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку все заработанные средства передаются в казну и редко оттуда возвращаются. Министерство высшего образования серьезно подходит к вопросу децентрализации как финансовых средств, так и управления, но рассмотрение необходимого профессионального законодательства задерживалось Парламентом в течение двух прошедших лет.

Проводя работу с университетскими лидерами, министерство сделало большой шаг по направлению к существенным трансформациям в сфере высшего образования. В настоящее время лидеры признают необходимость внесения значительных изменений в курс обучения и развитие педагогики, с акцентом на решение и обсуждение проблем, вместо простого их запоминания. В новых положениях особое значение придается найму и поощрениям на основании служебных заслуг и, впервые за десятилетия, выделены средства на финансирование научных исследований для преподавателей.

Стратегический план развития сферы высшего образования

В течение 2009 г., по согласованию с заинтересованными сторонами, Министерством высшего образования был разработан Национальный стратегический план развития высшего образования на 2010–2014 гг., который был хорошо принят. Две основные цели плана – это совершенствование качества высшего образования и расширение доступа к высшему образованию. К совершенствованию качества относятся развитие факультетов и преподавательских штатов, улучшение и расширение инфраструктуры, пересмотр учебных планов, а также установление процедуры обеспечения качества для государственных и частных высших учебных заведений. Расширение доступа к высшему образованию имеет большое значение для удовлетворения потребностей страны, учитывая критическую недостаточность хорошо обученных профессионалов и потенциальное количество выпускников средних школ, которое к 2015 г. составит 500 000 человек в год. Целью является удвоение численности с 62 000 до 115 000 к 2014 г. и поощрение развития высококачественного частного обучения.

Министерство высшего образования добилось увеличения числа женских факультетов и женщин-студентов. Процент студентов-женщин увеличился с нуля в 2011 г. до 19,3% в текущем году. Прием женщин ограничен количеством женских общежитий; женщины составляют только 25 процентов от общего числа выпускников средних школ; также в некоторых областях страны существует сильное противодействие образованию среди женщин. Одним из основных приоритетов министерства является строительство большего количества женских общежитий. Число преподавателей-женщин увеличилось с нуля до 15 процентов в 2010 г. Усилиям министерства препятствует малое количество женщин в сфере высшего образования, социальные условия, из-за которых многие женщины не могут обучаться в аспирантуре заграницей, ограниченное количество программ обучения магистров в Афганистане (шесть) и полное отсутствие программ докторантуры.

Основные проблемы

Несмотря на значительные успехи, в стране все еще остаются огромные проблемы. На сегодняшний день было выделено только 10 процентов от намеченных 560 миллионов долларов, необходимых для реализации стратегического плана, большая часть средств была предоставлена Всемирным банком. Несмотря на то, что меценаты выступали за утверждение стратегического плана, ожидалось несущественное финансирование. Хотя верхи выступают за изменения, процесс их осуществления пугающе сложен. Более старшие представители профессорско-преподавательского состава боятся каких-либо изменений. Политическое и другое давление, препятствующие внедрению системы оценки по заслугам при приеме на работу, найме и поощрениях, заставляют вести непрерывную борьбу. Наиболее тяжелая проблема заключается в том, что высшее образование не является приоритетной сферой для действующего правительства. Только некоторые национальные лидеры признают ее ключевое значение для экономического развития и социального прогресса, в масштабе всей страны. Аналогично, для большинства студентов и их родителей главный интерес представляет работа, и они практически совсем не заинтересованы в получении знаний. С другой стороны, все большее количество студентов требуют качества – они обеспокоены отсутствием доступа к текущей информации в их специальностях, современных учебниках и преподавателей, активно работающих в их сферах. Большинство лидеров выступают за высокое качество и за соответствие уровня высшего образованию потребностям Афганистана. Они видят, что большинство рабочих мест в Афганистане занимают выпускники из Индии, Пакистана, Турции и других стран, потому что местные выпускники не достаточно образованы.

Высшее образование является критической точкой в Афганистане, но на этапе готовности к трансформации. При сравнительно небольшом уровне финансирования можно было бы сделать основной долгосрочный вклад в будущее Афганистана, создавая условия для экономического и социального развития, новую культуру образования, а также основу для развития социальных условий для создания более открытого, конкурентоспособного и демократического общества. Вопрос в том, смогут ли меценаты и другие лица, которые могли бы поступить так, воспользоваться этим удобным моментом для трансформации, или же они, в своем желании покинуть Афганистан как можно скорее, упустят возможность оставить за собой наследство, которое сохранится надолго в будущем для молодежи Афганистана.

Назад в раздел