Обеспечение качества в Китае: меняющийся контекст



Кэтрин Морман – профессор на факультете государственного управления, Arizona State University. E-mail: kmohrman@asu.edu. Особая благодарность Ванг Иингджи и Ли Ксу c Beijing Normal University за их вклад в основную статью, адаптированный вариант которой приводится ниже.

За последние 30 лет в Китае в сущности изменился каждый аспект высшего образования. Страна передвинулась не в сторону образовательной системы Пекина, а к более рыночной системе, в которой правительство сосредотачивается на качестве – посредством комбинации американских процессов аккредитации и европейского "steering at a distance.”

Контекст

Система развивалась в контексте пяти основных факторов, ключевым фактором являлась массификация. Так как увеличение в финансировании не соответствовали росту числа зачисленных студентов, поэтому финансирование на одного студента сократилось наряду с ухудшением качества образования. Процесс преподавания был запущен, т.к. новый процесс оценки преподавателей был сконцентрирован на продуктивности научных исследований, преподавателей поощряли посвящать больше времени и энергии на научные публикации. Бремя регулирования имело место в колледжах и университетах в схемах оценки ранее. Изменяющиеся отношения между правительством и высшими учебными заведениями подчеркнули большую автономию колледжей и университетов.

Наконец, в контексте интернационализации Китай выбрал примером систему обеспечения качества с сопоставимыми программами Европы и Соединенных Штатов, хотя ставки здесь выше (например, с точки зрения уровня финансирования и квот зачисленных студентов) по сравнению со многими странами Запада.

Достижение стратегических целей

Начиная в 2003 году, китайское Министерство образования объявило о серии индикаторов, которые будут использованы в оценке высшего образования – включая миссию, академические ресурсы, обучающие разработки (учебники, учебные пособия)* и результаты обучения. Почти 600 университетов были аттестованы Министерством на пять лет.

Процесс является комбинацией европейской и американской систем оценки. Учебные заведения начинают с самооценки – сравнивая свои условия учебного процесса, административные методы, сильные и слабые стороны с индикаторами, опубликованными Министерством. Курсы (дисциплины), по которым обучаются студенты, оцениваются студентами каждый семестр, такие оценки являются теперь необходимыми компонентами институциональной самооценки. Однако информация используется не всегда в целях непрерывного процесса совершенствования, в большей степени для соответствия требованиям процесса самооценки.

Следующей ступенью является посещение вуза командой экспертов, после которого соответствующему Департаменту Министерства предоставляется отчет экспертов. В отличие от американской системы, самооценка, отчеты экспертов, и итоговый отчет не обязательно являются конфиденциальными. В будущем, Министерство планирует выставлять такие документы на своем веб-сайте.

Развитие системы обеспечения качеством явилось положительным примером в коммуникации Министерства образования и учебных заведений, вместе с переменами в политике и процедурах, основанных на опыте первого пятилетнего цикла. Например, все высшие учебные заведения были первоначально оценены по одинаковым критериям. Однако со временем выяснилось, что крупные исследовательские университеты и небольшие технические колледжи не могут быть приведены к тем же самым стандартам. В результате Министерство создало дифференцированную систему, в которой были приняты во внимание миссия и уникальные факторы.

Точно так же критики сосредоточились на несоответствующих или неопределенных индикаторах. В ответ на эти проблемы Министерство уточнило свои дефиниции, обеспечило большую детализацию, и перешло от начального высоко-количественного подхода к качественному отчету. В дополнение к этому Министерство теперь предлагает образцы хороших планов относительно совершенствования образования, повышения квалификации кадров, строительства университетского городка, и так далее, представляя вузам необходимую информацию по проведению соответствующей оценки.

Существенной проблемой в системе высшего образования были мошенничество и коррупция. Из-за высоких рисков, вовлеченных в процесс обеспечения качества, учебные заведения фальсифицировали данные во избежание сокращений в финансировании и понижения квот зачисленных студентов. Эксперты были проинструктированы Министерством образования быть бдительными к подозрительной статистике; кроме того, планировалось собирать собственные данные основной статистики для выверки институциональных данных. Более того, во время визита некоторые университеты обеспечивали щедрые подарки, стипендии и помещения команде экспертов; Министерство выпустило строгие инструкции против предметов роскоши и взяток.

Академическая общественность также подвергала сомнению слишком высокий процент учреждений, получающих "превосходные" оценки, превышающий 80 процентов в 2007 году. Критики также беспокоятся, что учебные заведения не внедрили процесс по обеспечению качества в деятельность вуза, а скорее тратят всю свою энергию на процесс визита внешних экспертов, который проходится один раз в пять лет.

В целом, процесс по обеспечению качества имел положительное влияние на китайское высшее образование. Колледжи и университеты уделяют больше внимания бакалавриату; ожидается, что профессора, имеющие докторские степени будут преподавать студентам на регулярной основе. Учебные заведения также инвестируют больше собственных ресурсов в библиотеки, лаборатории, классные комнаты, повышению квалификации преподавателей и другие улучшения для образовательного процесса. Более того, университеты серьезнее вовлечены в стратегическое планирование студенческих программ; в результате, самым успешным вузам было предоставлено больше автономии. Многие текущие результаты в высшем образовании Китая – инновационная педагогика, развитие творческого потенциала в студентах, большая междисциплинарная работа – отчасти возникли из за повышенного внимания к качеству обучаемых программ. Базирующейся на сегодняшних успехах, процесс обеспечения качества расширяется и будет проводиться на уровне магистратуры.

В ноябре 2010 года, Министерство образования анонсировало создание Ассоциации по обеспечению качества и оценки учебных заведений высшего образования (National Higher Education Quality Assurance and Evaluation Institutions Coordination Association). Включающая 200 институтов, данная Ассоциация является организацией сравнимая с Европейской сетью по обеспечению качества в высшем образовании (European Network for Quality Assurance in Higher Education) и Советом по Аккредитации Высшего Образования (Council for Higher Education Accreditation) в Соединенных Штатах.

Будущие перспективы

Китай четко перемещается от государства, которое представляет образовательные услуги, в государство, которое координирует, регулирует и помогает выполнять функции. Однако критики системы полагают, что все еще существует строгий контроль со стороны Министерства. Система обеспечения качества требует, чтобы учебные заведения сами осуществляли реформы, в то время как их автономии все еще ограничены. Ученые, такие как Ка-хо, Мок описывают это как “централизованную децентрализацию”, в котором операционная децентрализация объединена с восстановлением централизации стратегической власти; Мок полагает, что изменения текущей политики усилили, а не ослабили роль правительства.

Существуют интересные контрпримеры. В 2010 году три отдельные группы университетов объявили в одностороннем порядке решение о том, что они будут администрировать собственные вступительные экзамены, наряду с национальным вступительным экзаменом в вузы (тест GaoKao). Университеты будут рассматривать оба результата экзаменов при решении о зачислении абитуриента. Данный пример представляет конкурс для студентов, он также может рассматриваться как решение университетов, которые в рамках автономии и обеспечения качества, не ожидают директив со стороны Министерства образования.

Система обеспечения качества продолжит свое развитие в Китае. Недавние стратегические заявления, такие как Национальный план среднесрочного и долгосрочного развития и реформ системы образования (the National Mid-long Term Plan for Education Reform and Development) (2010–2020), подчеркивают важность обеспечения качества, если Китай надеется достигнуть своих целей экономического и социального развития. Рыночные структуры продолжат поощрять негосударственные инвестиции в высшее образование – семей, студентов, и частных предприятий, и т.п. – для удовлетворения, казалось бы, ненасытного спроса на высшее образование.

Назад в раздел