Частное высшее образование в Пакистане



Нелофер Халай (Nelofer Halai) – профессор Института развития образования, университет им. Ага Хана, Карачи-75950, Пакистан. E-mail: nelofer.halai@aku.edu.

Спрос на высшее образование во всем мире, особенно в развивающихся странах, вызвал огромный рост количества частных университетов. Такие страны, как например, Индия и Китай используют растущее количество частных университетов для развития международного сотрудничества самостоятельно или посредством государственно-частного партнерства. Как бы то ни было, практически все частные университеты в развивающихся странах низкого качества, и в данном случае Пакистан не является исключением.

Поддержка со стороны государства

Частное университетское образования в Пакистане появилось сравнительно недавно. Первым частным университетом стал, созданный в 1983 году университет Ага Хана, за ним последовало создание в 1985 году Университета менеджмента в Лахоре. Рост числа частных университетов начинался медленно, но в 2000 году их насчитывалось уже 10. В настоящее время количество частных университетов достигло 60, слишком много, если учитывать, что количество государственных университетов составляет 70, и в них обучается четверть общего числа студентов. Частный сектор при развивающемся росте мог бы играть значительную роль в развитии человеческих ресурсов в Пакистане, если бы вузы предлагали высококачественное образование. Но в данном случае, их внимание больше направлено на повышение числа студентов, и недостаточно на качество образования.

Повышение доступа к высшему образованию

Рост числа, как частных, так и государственных университетов, обусловлен повышением числа поступающих. Комиссия по высшему образованию, созданная в 2002 году для улучшения и продвижения высшего образования, внимательно контролирует эти цифры. Так, количество поступающих студентов в 2002-2009 годах утроилось с 275 000 до 800 000, в том числе 115 000 студентов в частных университетах. Поступление молодежи в университеты в возрасте от 18 до 23 лет увеличилось более чем в два раза с 2,2% до 4,7% от возрастной когорты за последние 5 лет. Это близко к прогнозируемым 5% в 2010 году, в долгосрочной перспективе эта цифра должна составить 10%. Таким образом, даже такой рост числа университетов недостаточен и не может удовлетворить растущую потребность, т.к. число абитуриентов растет стремительно. По оценкам в 2010 году Пакистан должен принимать 1,3 млн. абитуриентов в систему третичного образования.

Вопросы качества

Рейтинг университетов Комиссии по высшему образованию, проведенный в 2006 году, демонстрирует низкий уровень качества высшего образования, предлагаемого частными университетами. Оба частных университета: университет Ага Хана и Университет менеджмента в Лахоре, возглавляющие рейтинг в категории бизнес, информационные технологии и медицина – это, скорее всего, исключение из правил, чем правило. Частные университеты сталкиваются с проблемами по всем 5 параметрам, на которых основан рейтинг Комиссии по высшему образованию, которые и повлияли на низкую оценку качества. Особенно очевидны недостаток квалифицированных преподавателей и ограниченные научные исследования и их результаты – это две сферы, которым необходимо уделять много внимания. Слабое развитие этих двух ключевых аспектов позволяет сделать вывод о том, что частные университеты поощряют больше заучивание наизусть материала для сдачи экзамена и получения диплома, нежели интеллектуальное развитие студентов. Большой рост числа частных университетов, отчасти, вызван простотой процедуры создания/регистрации частного университета, поскольку критерии Комиссии по высшему образованию недостаточно жесткие или даже не выполняются.

Ориентация на рынок

Не удивительно что инвестиции в частном секторе направлены на сферы, которые пользуются большим спросом и не требуют значительных инвестиций. Так как они гибко реагируют на потребности рынка в профессиональном образовании, частные университеты не несут ответственность за потребности государства в других сферах. К примеру, учитывая низкий уровень развития социальных наук в Пакистане, стране необходима сильная социальная наука. Однако в данной статье мы немного фокусируемся на этом.

Частное образование стоит дорого

Частное высшее образование также достаточно дорогое. Средний доход на душу населения в Пакистане составляет 370 долларов США в год, в то время как наименьшая оплата за обучение по магистерской программе оценивается в 1000-1500 долларов США в год. Очевидно, что средний пакистанец не может позволить себе такие расходы. Для того чтобы привлечь студентов, которые не могут платить за обучение, частному сектору необходимо внедрить прозрачную, но в тоже время действенную систему финансовой поддержки студентов.

Частные школы

Сторонники частного высшего образования утверждают, что государственные организации неэффективны ввиду найма персонала, который не несет ответственности за свою деятельность. Частные университеты более эффективны и могут предложить образование высокого качества за меньшие деньги, чем государственные университеты, и смогут, наконец, конкурировать с зарубежными университетами. Сектор частных университетов представляет собой систему, в которой частные инвестиции повысили и возможность поступления, и качество. Как бы то ни было, частный сектор породил также и «образовательную дискриминацию», так как открыл доступ к качественному образованию тем, кто в состоянии заплатить за него, а те, кто не может платить, вынуждены учиться в государственных университетах низкого качества.

Исключение представляют частные университеты, основанные филантропными организациями или образовательными трестами. Такие школы предлагают высококачественное обучение по умеренным для студентов ценам. Аналогично, университеты, основанные на альтруистических началах, а не как бизнес, способны поддержать эти стандарты. Таким образом, поддержка создания частных университетов схожими трестами или филантропными организациями может увеличить прием студентов и обеспечить качество.

Забегая вперед

Таким образом, частное высшее образование в Пакистане, за некоторыми исключениями, демонстрирует низкое качество. Для изменения ситуации со стороны государства необходимы активная поддержка и сотрудничество – разработка строгих индикаторов обеспечения качества и их обязательное внедрение. Частные университеты в состоянии обеспечить как доступ к образованию, так и его качество, если государство потребует этого и поддержит их.

Назад в раздел