Частное высшее образование в Польше: политика и демография



Марек Квиек (Marek Kwiek) – профессор и директор Центра государственной политики, Университет Адама Мицкевича, Познань, Польша. E-mail: kwiekm@amu.edu.pl.

В глобальный рост частного высшего образования за два последних десятилетия был включен рост частного сектора, удовлетворяющего спрос на высшее образование. в Польше. Система высшего образования Польши является шестой по величине в Европейском Союзе (1,9 млн. студентов) и с наибольшим контингентом студентов в частном секторе (633 000 студентов и 33% в 2009 г). После почти 20-тилетнего непрерывного роста сектор испытал 10-процентное снижение числа студентов в 2009 году и дальнейшее снижение в 2010 году. В виду нового демографического давления, ожидается сокращение числа кандидатов в частном и государственном высшем образовании на 10%. Поэтому будет необходимо политическое вмешательство для обеспечения академического выживания, и государственные субсидии могут быть использованы для этой цели.

Рост, поглощающий спрос

В 1990-х годах, когда появились первые частные организации образования по всей Центральной и Восточной Европе, политика высшего образования была в основном сосредоточена на расширении. Частные организации образования (называемые «негосударственные») в Польше и в других регионах страны росли как грибы; в то время были ограничены механизмы обеспечения качества и аккредитационные процедуры. В период между 1990 и 2009 годами появилось 330 частных организаций образования и 700 – в Центральной и Восточной Европе. Расширение было тесно связано с экономической политикой, которая поощряла внешнюю приватизацию (появление новых частных поставщиков образовательных услуг) и внутреннюю приватизацию (появление платных заочных отделений в номинально бесплатном государственном секторе). Число студентов в Польше стремительно росло. В 1990 году насчитывалось 400 000 студентов, в 1995 году их количество удвоилось до 795 000, а к концу десятилетия их число выросло в четыре раза и составило 1,6 млн. человек в 2000 году. В 2000-х годах расширение замедлилось, хотя число новых поставщиков услуг высшего образования из частного сектора увеличивалось до 330 в 2009 году. Во времена образовательного расширения ключевыми вопросами были политическое невмешательство, слабые академические и инфраструктурные требования. В частном секторе стало еще больше студентов, и приблизительно 30-40%% профессорско-преподавательского состава государственных университетов одновременно работали в частном секторе, в основном, для поддержания среднего уровня жизни, т.к. заработная плата, в посткоммунистический транзитный период, в университетах была ниже, чем у специалистов других отраслей.

Меняющаяся демографическая ситуация

Вероятно, что демография сегодня трансформирует всё, и можно призвать политику вмешаться. Расширение частного сектора представляется завершенным. Как следствие, частное высшее образование отчаянно ищет новые стратегии для выживания, ввиду снижения числа студентов в ближайшие десять лет. Сегодня предполагаемые демографические индикаторы ОЭСР по Польше показывают, что к 2022 году число студентов составит 50-60%% от уровня 2008 года. Ежегодное число всех желающих получить образование снизится примерно с 490 000 в 2008 году до примерно 260 000 в 2022 году. Что произойдет с платным частным сектором, если все потенциальные желающие могут быть размещены в государственном секторе, финансируемом за счет налогов? Как студенты могут пополнить ряды обучающихся в частном ВУЗах, которые имеют относительно более низкое общественное доверие и где учеба должна быть платной, а не в традиционно бесплатном и более престижном государственном секторе?

Новые стратегии выживания

Решение может быть найдено только в качественном образовании, которое выравнивает уровень образования и потребности рынка труда и достигнет высокого общественного признания. Но прежняя политика невмешательства и слабый государственный контроль выразились в низкой конкурентоспособности частного сектора по отношению к государственному сектору. Всего несколько исключений (от 5% до 10% всех частных организаций) не создают большой разницы, но их нужно отметить. Поэтому в настоящее время частный сектор ищет политического вмешательства и ожидает государственных субсидий. Частные организации образования в Центральной Европе (так называемые «независимые частные организации образования» в классификации Организации экономического сотрудничества и развития, в отличие от «частных организаций образования, зависимых от правительства»), как правило, финансово зависят от платы за обучение и не получают государственные субсидии. До сих пор частный сектор в Польше почти полностью финансировался за счет платы за обучение, в 2009 году их доход имел следующую пропорцию: 93,1% - это плата за обучение и только 1,8% - финансирование научных исследований.

Как же учебные заведения реагируют, когда уровень доверия общества к ним низок, число их студентов в ближайшее десятилетие резко снизится на 50- 80%, их единственной функцией является преподавание, а их доступ к государственному финансированию научных исследований почти ничтожный? Они пытаются обратиться к политикам за государственной поддержкой и ищут новые стратегии выживания. Поскольку демографическая ситуация не может быть изменена, частный сектор стремится перестроить национальную политику. В хорошие времена растущего числа студентов, независимость частного сектора от государства была ключевым фактором. «Конвейеры дипломов» заполнили всю страну, сотрудники с полным рабочим днем в частном секторе практически отсутствовали, и многие организации образования совсем не беспокоились о качестве образования, пока студенты были готовы платить за это.

Общественная реакция на возможность введения оплаты за обучение для студентов очного обучения в государственном секторе остается однозначно негативной. Политический ответ на возможность субсидирования образования в частном секторе до сих пор неясен, но в последнее время (февраль 2011) Министерство выразило готовность открыть дверь для государственного финансирования частных организаций образования. Идея заключалась в том, что все студенты очного обучения в секторе—110 000 человек (или 17% учащихся частного сектора) — могут получить субсидии от государства. Это бы стало маленьким шагом с далеко идущими последствиями и радикальным пересмотром национальной образовательной политики.

Оценка нуждающегося частного сектора

Однако прежде, чем поток государственного финансирования (помимо конкурсных грантов на исследования, открытых для обоих секторов) будет направлен для частных организаций образования, должна быть предпринята справедливая оценка 20 лет их работы. В целом, в чем заключается добавленная стоимость их вклада для общества, экономики и системы высшего образования? Как их выпускники приветствуются на рынке труда? Роль частного сектора в увеличении равного доступа к высшему образованию неоспорима. Обучение в частных ВУЗах, а также платное заочное обучение в государственных ВУЗах, открыло доступ к высшему образованию для низших социально-экономических слоев до беспрецедентного уровня. Следовательно, рабочая сила в Польше становится более образованной (числа людей с высшим образованием активных на рынке труда увеличилось с 2,56 млн. в 2003 году до 4,31 млн. в 2009 году — или с 15,35% до почти четверти или 24,7% рабочей силы). Но также показательно и постепенное снижение исследовательской миссии государственных университетов, из которых принимаются на работу сотрудники в частный сектор. Низкая интенсивность исследований и низкая международная видимость в Центральной Европе (в частности в Польше, Румынии, Болгарии, Латвии и Эстонии), хотя и вызванные множеством факторов, также могут быть связаны с пересмотренными академическими нормами, которые позволили «академическую подработку» в частном секторе.

Заключение

Что произойдет дальше? Потенциально сокращающийся частный сектор для выживания может все чаще обращаться к политикам, чтобы получить больший доступ к государственным субсидиям. Расплывчатые понятия «межсекторальная» конкуренция и «общественная ремонополизация» высшего образования могут все чаще использоваться в публичных дебатах. Государственные субсидии для студентов очного обучения в частном секторе, если будут введены, могут стать первым шагом в долгом пути частных учебных заведений к государственному финансированию.

Последние реформы высшего образования Польской Республики весьма приветствуются, радикально меняя правила игры. Эти реформы не должны вести к выживанию частных ВУЗов, финансируемых государством, прежде чем два десятилетия их истории не оценены должным образом. Рост частного сектора в Польше с его последующим возможным сокращением или выживанием, основанном на будущих государственных субсидиях, покажет возможные модели развития в трудные времена и в других частях планеты, где ожидается демографический спад и частный сектор финансируется почти исключительно за счет студенческой платы. Вопрос частного сектора пока остается открытым: и демография и политика будут играть особую роль в следующем десятилетии. Роль демографии предсказуема, но роль политики – нет.

Назад в раздел