Студенческий активизм и "глобальный университет" в Танзании



Росс Бенбоу (Ross Benbow) – докторант в области международного и сравнительного образования в университете Висконсина-Мэдисона. E-mail: rjbenbow@wisc.edu.

В конце 2010 г. студенты Танзанийского Университета Дар-эс-Салам, старейшего и самого престижного университета в стране, угрожали объявлением бойкотов – в протест против государственного управления схемы распределения затрат на обучение. К февралю этого года проблемы, связанные с платой за обучение, захлестнули университет, студенты вышли из аудиторий и демонстративно проследовали в город, только для того, чтобы их отогнали назад печально известным штурмовым отрядом, направленным правительством, из полевых войск, который использовал полицейские дубинки и слезоточивый газ для разгона толпы. Два студента были застрелены, десятки подверглись аресту. В итоге студенческие лидеры провели переговоры с официальными лицами о прекращении враждебных актов с временным повышением стипендий, хотя долгосрочное решение проблемы найдено не было.

Недавние демонстрации

Объяснения студенческих протестов в конце 2010 г. и начале 2011 г. аналогичны тем, которые вызвали студенческие забастовки в Университете Дар-эс-Салам в ноябре 2008 г., когда тысячи студентов бойкотировали занятия и прошли через весь кампус, неся плакаты. Волна протестов, прошедшая в 2008 г., стала «политическим футболом» в стране и привела к двухмесячному закрытию университетов, хотя они не были отмечены применением силы, как правило, связываемым с развертыванием подразделения полевых войск. Она также не привела к заметным изменениям в политике.

Эта проблема сопровождала недавние демонстрации студентов в университетах на большей части территории стран Африки южнее Сахары – включая Кению, Уганду, Нигерию, Зимбабве и Южную Африку. Эти акции, подобные студенческим протестам во всем мире, явились ответом на проблемы, связанные с налогообложением: сокращение бюджетов университетов, увеличение платы за обучение, и необходимость для студентов поиска новых источников доходов - поскольку государство отказывается от финансирования образования. Причины демонстраций, прошедших в Танзании, в известном смысле, не очень отличаются. Там гнев студентов был вызван одним приемом правительства, а именно: «проверкой материального положения» для получения студенческих ссуд, продуктом танзанийской политики распределения денежных затрат.

Проверка материального положения и пристрастность при выдаче ссуд 

Давление структурных реформ и либерализации экономики в течение восьмидесятых годов прошлого столетия привело к увеличению уровня передачи организаций образования в Танзании в частные руки, во-первых, на уровне начального и среднего образования, а затем и на уровне университетов. Хотя правительство позволило предоставление высшего образования частным ВУЗам, как часть изменения этой политики, введение мер распределения затрат в государственных университетах также составило единое целое с этой инициативой. Для улучшения положения в части трудностей, с которыми множество танзанийских студентов могло столкнуться при выплате возросшей стоимости обучения, политика распределения затрат была представлена в сочетании с займами, финансируемыми правительством – во-первых, для студентов государственных вузов в начале девяностых годов прошлого века, а затем, в 2004 г., для студентов частных университетов страны. Для оценки возможности каждого студента выполнять его финансовые обязательства по высшему образованию, комиссия по предоставлению студенческих кредитов на высшее образование разработала заявление по проверке материального положения, в котором студенты университетов должны сообщать данные о своих родителях и их финансовом состоянии — информацию, которая затем может быть подтверждена местными руководителями. Теоретически, система была создана для обеспечения финансирования студентов из малоимущих семей, которые получали правительственные кредиты для полного покрытия стоимости обучения. Следовательно, студенты из более благополучных семей получали бы меньшие суммы в кредит или вообще не получали бы их.

Система проверки материального положения, однако, никогда не работала в соответствии с планом. Даже если комиссия по выдаче студенческих кредитов имела доступ ко всей необходимой финансовой информации по заявителям и их семьям (что трудновыполнимо в стране без регистрации банковских операций), комиссия, как сообщают, не имела финансирования, не была укомплектована специалистами и была завалена десятками тысяч заявлений. Сообщаемые трудности и неспособность комиссии к тщательному расследованию заявок претендентов, привели в результате к пристрастности в способе распределения денежных займов. Из-за проблем непрерывного распределения финансов с отдельными историями с богатыми студентами, получающими 100 процентное ссудное покрытие, и бедными студентами, которые голодали или не могли вообще доехать до кампуса, студенческие лидеры Университета Дар-эс-Салам потребовали прекращения системы проверки материального положения, под угрозой бойкота.

Студенческие протесты и развитие университета

Несомненно, студенческие демонстрации - обычное явление в Университете Дар-эс-Салам, не только в последние десять лет, но на протяжении всей истории его существования, они также сыграли значительную роль в его развитии. Как ведущий университет страны, вуз также явился ключевой частью более крупной стратегии развития Танзании. Все же, университет и его студенты представляют Джулиуса Ньерере – отца-основателя государства, первого президента и создателя парадоксального «Африканского социализма». В шестидесятых годах прошлого века Танзания, совсем недавно объявившая свою независимость, отчаянно нуждалась в квалифицированной рабочей силе и высококвалифицированных работниках, которых мог подготовить только университет. Однако, по видению Президента Ньерере и прочих, инвестиции в студенческую элиту и институты были сделаны за счет крестьянства и только усилили систему, которая обостряла неравенство. Ньерере, подобно остальным правителям в Черной Африке, имел частые проблемы со студентами университетов в конце 60-х и 70-х голов прошлого столетия, поскольку правительство все больше втягивало университет Дар-эс-Салам в программу централизованного планирования. Студенческие протесты только усилились при осуществлении мер по демократизации и приватизации в 80-х и 990- годах.

Реакция университетов на глобализацию

Случай протеста танзанийских студентов и их связь с обширными студенческими беспорядками в эру неолиберализации могут вызвать более широкие во всех отношениях обсуждения. Несмотря на неудачу, которую потерпели многие эксперты, при включении стран Черной Африки, подобных Танзании, в «глобальные» образовательные модели, существует сильное сходство между опытом студентов Танзании и других стран Африки со студентами во всем мире. Образовательная политика в Танзании вышла за рамки либерализации экономики, структурных реформ и возрастающего вовлечения в рыночные аспекты мировой экономики в 80-х, 90-х и 2000-х годах, включая распределение затрат и приватизацию в образовании. Эти политические меры встали перед танзанийскими студентами с разными финансовыми и философскими ожиданиями, также как они встали перед студентами во всем мире. Социально активная и государственная история образования в Танзании, при правлении Президента Джулиуса Ньерере, могла бы поставить современные неолиберальные политики в утешение бастующих. Для танзанийских студентов, тем не менее, отход государства от создания массовых государственных рабочих мест, растущая конкуренция за должности служащих в регионах, создаваемая другими образованными жителями Восточной Африки, а также риторический акцент на «предпринимательскую» креативность способствуют только усилению новых экономических реальностей в рамках глобального рынка.

В то же время, чтобы не быть усыпленным слишком сильным ощущением институционального изоморфизма, видно, что студенческое движение в стране также является продуктом экономической, социальной и культурной истории Танзании – без упоминания специфических и иногда конкурирующих политических проектов на различных циклах становления Танзанийского государства от независимости до современности. Часто упоминаемая идея «Глобального университета» предположительно универсальная модель, характеризуемая международной конкуренцией для аспирантов, распространением академической рейтинговой системы, и конкуренцией в создании современных программ по исследованиям в науке и технике – совершенно не описывает реалий танзанийского высшего образования, где администраторы и влиятельные лица борются за расширение системы, фокусирующейся на бакалаврах, результаты исследований имеют второстепенное значение, а одаренные аспиранты и ресурсы, которые они собой представляют, преимущественно уходят из страны. Танзанийские университеты и их студенты – подобно студентам в Чили, Испании, Германии и США, наряду с прочими – представляют собой только один, из бесконечного числа, отклик на глобализацию.

Назад в раздел