Доступность академических журналов в Африке



Джонатан Харли (Jonathan Harle) – администратор программ (исследований), в Ассоциации британского содружества университетов, Лондон, Великобритания. E-mail: j.harle@acu.ac.uk. Полный текст отчета автора: www.acu.ac.uk/growing_knowledge.

Исследовательская работа предполагает наличие хорошего объема экспертной информации – книги, журналы, базы данных – и университеты Африки южнее Сахары давно столкнулись со специфическими вызовами. Ученые часто говорят о том, что основным препятствием в их работе, включая способность публиковать свои статьи, является отсутствие доступа к трудам экспертов из других регионов. Анекдоты о том, как исследователи трудились над своим трудом для публикации только для того, чтобы узнать, что нечто подобное уже было опубликовано в прошлом году или что они не приняли во внимание важные новые сведения, либо материалы по данной теме, уже стали привычным делом. Однако уже в прошлом десятилетии были сделаны немалые усилия, чтобы обратить внимание на информационную пропасть. На самом деле, в отчете, опубликованном Ассоциацией университетов британского содружества в прошлом году, высказано предположение, что в действительности проблема гораздо острее, чем предполагалось.

Пустые полки, но переполненные базы данных

Многие сожалеют о пустых полках, но тяготеют к тому, что не замечают огромного объема информации, доступ к которому ученые и студенты имеют сегодня онлайн. Службы электронных публикаций и связанное с ним сокращение расходов на печать и доставку – дали толчок многим инициативам стран с низким доходом. Примечательно, ООН администрирует системы медицинских, сельскохозяйственных и экологических журналов – Доступ к исследовательским инициативам Медицинской международной сети (Health InterNetwork Access to Research Initiative - HINARI), Доступ к глобальным онлайн исследованиям в сельском хозяйстве (Access to Global Online Research in Agriculture - AGORA), и Онлайн доступ к исследованиям окружающей среды (Online Access to Research in the Environment - OARE); и Международная сеть по доступности программ научных публикаций в целях улучшения информации (the International Network for the Availability of Scientific Publications’ Program for the Enhancement of Information - PERii), в дополнение к работе электронной информации в библиотеках и ведения других менее крупных программ.

Объем, который доступен сегодня онлайн, впечатляет. Только PERii имеет разрешенный доступ к 23 000 полнотекстовым журналам по всем направлениям, в то время как HINARI насчитывает более 7 500, AGORA 1900 и OARE более 2 990 изданий. Среди других особенностей выделяют технологии как принципиальный барьер в доступе к информации. Так, африканские университеты не имеют такого доступа к Интернету и компьютерным ресурсам, как их коллеги где-нибудь в другом регионе, и до сих пор платят на порядок больше, чем северные организации, за то, что имеют. Но есть и значительные улучшения. Новые подводные кабели принесли высокоскоростной широкополосный интернет на западноафриканское побережье, кабели прокладываются также и на восточное побережье. Национальные исследователи и образовательные сети стали распространять их в регионы, инвестируя в наземную инфраструктуру и снижая расходы.

Обеспечение компьютерной техникой также улучшается, хотя спрос опережает и этот рост. Многие ученые из 4 университетов, принимающих участие в данном проекте, имеют на своем рабочем столе персональный компьютер. Еще большей проблемой это обеспечение компьютерами студентов. Наличие доступа к тысячам журналов мало значит для студента, который вынужден выстоять в очереди (а иногда и оплатить), для того чтобы воспользоваться шумным компьютерным классом. Но, несмотря на инфраструктуру, “электронное чтение” является большим вызовом для университетов – необходимостью поменять свое отношение и подход к технологиям.

Понимание и навыки

Число журналов со свободным доступом растет: список Дирекции журналов свободного доступа насчитывает 6 317 изданий. Библиотекари вынуждены много работать для того, чтобы справиться с таким содержанием. Книги, по-прежнему, остаются основной проблемой, их дороговизна отражается на пустых полках. Однако, в сети появляются электронные книги и спрос на печатание возрастает, местные издатели могут процветать – что может способствовать обнадеживающим прогнозам.

Наличие журналов

Сравнение коллекций журналов в университетах Найроби, Дар эс Салама, Малави и Руанды показало, что доступность к журналам, входящих в топовый рейтинг Томсон Рейтер (Институт научной информации), удивительно хорошая. Фактически 79% из топ 20 журналов по 15 областям были доступны для чтения. Конечно, как и ожидалось, «статус кво» по некоторым областям – сельское хозяйство, биология, материаловедение, антропология, политика – был выше с доступностью 90%, в то время как по математике только 25%.

Методология Томсон Рейтер конечно далека от совершенства. Она представлена в основном европейско-американскими названиями и не содержит региональных и национальных печатных изданий, которые могут содержать труды особой важности для Африки. Кроме того, охватывая только 20 изданий по определенной области позволяет собрать лишь краткое описание. Все-таки доступность, если учитывать что она устойчива, не является больше основной проблемой. Африканские университеты уже не так сильно отстают от своих коллег в любой другой стране. Два европейских ВУЗа имеют 95 процентный доступ, но это все еще удобное сравнение.

Возможность взаимодействия

Если доступ хороший и технологии постоянно улучшаются, в чем еще может быть причина неспособности профессора провести необходимые исследования? Главным препятствием представляется базовая осведомленность. Ученые и докторанты дают список изданий, которые важны, но недоступны; и все же, 72% из них уже были представлены в действующей подписке. В то время как библиотекари прилагают большие усилия, донося информацию до своих пользователей, сообщения не всегда доходят. Отчасти это происходит из-за сложности внутренних процессов – разные базы данных, сборники, архивы, подборки материалов за предшествующие периоды – и недостаточно целенаправленная поддержка, когда библиотекари составляют профили по дисциплинам или исследовательским темам. Разобщенность статей от их публикаций в онлайн-каталогах говорит о том, что некоторые ученые имеют относительно слабое представление об основных журналах в их области.

Критическим аспектом некоторых современных ученых является также их навык поиска информации в интернете – это больше, чем просто набрать слова в поисковике Google. Просмотр использованной литературы в статьях свидетельствует об использовании простейших стратегий поиска, которые оставили нетронутыми намного качественные материалы с критическим экспертным обзором и комментариями.

Организационные барьеры

Хотя технологии и индивидуальные навыки играют большую роль, организационная динамика также много значит. Многие кафедры, чей персонал мы опрашивали, сравнительно мало вовлечены в научные исследования. Необходимость в преподавании – а в некоторых случаях возможность дополнительного заработка за вечерние занятия – и привлекательность хорошо оплачиваемых консультаций занимают не только время ученых, но и разрушают исследовательскую культуру. Аналогично, для такого рода деятельности не обязательно частое использование академических журналов.

Дополнительные организационные вызовы существуют как внутри библиотек, так и за их пределами. Разрыв между библиотеками и академическими кафедрами, низкий статус библиотек и кафедр информационных технологий, которые теперь даже выполняют схожие функции – это все играет роль.

Библиотеки также должны повысить свои навыки, надежность и мотивацию персонала и внедрить более активный подход к работе. Навыки работы с информацией должны стать значительной частью курсов по методам исследований, и здесь библиотекари могут занять свою нишу. Преимущества библиотек зависят от их связи с профессорско-преподавательским составом, но преимущества исследований и преподавания в равной степени зависят от качества библиотек.

Назад в раздел