Создание системы мирового класса во время финансового кризиса в Ирландии



Эллен Хэзелькорн (Ellen Hazelkorn) – вице-президент по науке и предпринимательству Института технологий и руководитель отдела исследований по образовательной политике (Дублин, Ирландия). E-mail: Ellen.Hazelkorn@dit.ie.

Ирландия – не единственная страна, которая испытывает продолжительные экономические сложности, вызванные глобальным финансовым кризисом 2008 года. Также не единственная страна, в которой система высшего образования претерпела структурные изменения на фоне сокращения государственного финансирования. Согласно данным Европейской ассоциации университетов, которая отслеживает ситуацию, основные сокращения государственного финансирования сферы высшего образования произошли в Латвии (48% в 2009 г. и дополнительно 18% в 2010 г.), Италии (ожидаемое сокращение на 20 % к 2013 г.), Греции (целевое сокращение – 30%), и последние данные в Объединенном Королевстве (40% до 2014/2015 г.). В Исландии ожидаются сокращения 6-7% в 2011 году, к 5% в 2010 году, в то время как Эстония столкнулась с сокращениями в 17% с 2009 года. Наоборот, скандинавские страны, Франция и Германия столкнулись с минимальными сокращениями благодаря росту числа студентов или большему финансированию за счет спонсорских средств.

Всеобщие выборы в Ирландии в феврале 2011 года отстранили партию Fianna Fail, которая доминировала в правительстве 61 год из последних 79 лет и была обвинена в неумении управлять экономикой. С коалицией христианской и социально-демократической партией связаны большие надежды, что они будут более благожелательно настроены к высшему образованию, которое стало одной из жертв затруднений.

Годы “Кельтского тигра”, 1998-2008, принесли пользу высшему образованию, вынося его на повестку дня большой политики. Основной бюджет увеличился, более 3-х миллиардов евро было инвестировано в научные исследования и инфраструктуру высшего образования. Уровень экономической активности вырос с 44% десять лет назад до 55% на сегодняшний день, цель достичь 72% к 2020 году. Между тем, Ирландия тратит только 1,2% ВВП (государственные расходы и расходы домашних хозяйств) на высшее образование, что намного ниже, чем средний показатель по странам ОЭСР. Финансирование высшего образования государством составляет 85% по сравнению со средним показателем ОЭСР 73%. Расходы на одного студента на 15,5% ниже самых высоких квартальных показателей ОЭСР, если не учитывать расходы на исследования, и на 28%, с учетом исследований.

В целом с 2008 года основное финансирование высшего образования сократилось на 17%. Поскольку размер финансирования и число студентов развиваются в противоположных направлениях, расходы на одного студента сокращаются быстрее, чем это указывают в своих заголовках СМИ, с самых высоких, практически равных 10 000 до менее чем 3 000 евро на одного студента. К 2014 году ожидается сокращение рабочих мест на 7%, в то время как заработные платы уже сократились на 5-8%; стартовая зарплата всех новых сотрудников ниже на 10%. Соответственно, были зафиксированы случаи “утечки мозгов”, которые были привлечены в Ирландию хорошими зарплатами и грантами.

Правительство стремилось сохранить финансирование исследований и новых разработок, и тем самым сформировать базу для его новой кадровой стратегии. После начального сокращения почти в 30% в 2009-2010 годах, финансирование снова было увеличено в 2011 году – хотя финансирование и отличается в зависимости от курирующего органа и программы. Основное изменение наблюдалось в финансировании прикладных исследований, финансирование которых было увеличено на 12,5% в 2011 году, с упором на коммерциализацию и создание новых рабочих мест. Вероятно, приоритетность параллельных исследований усилит данные тенденции.

Изменения на системном уровне

Национальная стратегия развития высшего образования до 2030 года начала осуществляться в январе 2011 года, разработанная с ясным осознанием сложившейся ситуации. Рационализация и эффективность были четко определены как цели, а не просто как результат реструктуризации системы. При оптимистическом развитии событий, при объединенных ресурсах кризис будет использован для перестройки системы в более конкурентоспособную. В любом случае, сохранение качества при сокращении расходов остается проблемой.

Ирландское высшее образование обычно описывается как бинарная система, включающая 7 университетов, 14 технических институтов, 9 педагогических колледжей, Национальный колледж искусства и дизайна, 2 не финансируемых государством частных колледжа и несколько менее крупных национальных института для населения в 4 млн. человек. В этом контексте неудивительно, что институциональные союзы либо объединения привлекают большое внимание. При этом, несмотря на маленький, но громкий хор аргументов, приводимых в пользу приоритетного рассмотрения и определения Тринити Колледжа Дублина и Университетского колледжа Дублина как университетов мирового уровня, настоящий доклад воздерживается от подобной формулировки. На самом деле, примечательно, что мировые рейтинги упоминаются бегло, а слова “университет мирового класса” нигде не встречаются. Вместо этого, внимание сконцентрировано на качестве системы, с рекомендациями делать акцент на слаженности и консолидации системы, а также институциональном многообразии.

Идея заключается как в совершенствовании отдельных организаций образования, так и в повсеместном повышении их эффективности. Некоторым техническим институтам рекомендуется слияние для создания технических университетов. Существует вероятность, что в будущем, система будет состоять из трех крупных компонентов: небольшое количество высококлассных исследовательских университетов, среднее количество регионально ориентированных университетов и один или два технических университета с необходимыми ресурсами для проведения исследований в определенных сферах, широкий спектр учебных заведений, большинство из которых составят технические институты. Вместе с этим, все организации высшего образования настоятельно призывают к формированию “региональных кластеров взаимно сотрудничающих организаций (университеты, технических институты и др.) для достижения совместно поставленных стратегических целей”, в частности включая совместное использование вспомогательных услуг (снабжение, поддержка информационных технологий, ресурсы электронных библиотек).

Для гарантии того, что все организации высшего образования остаются верны своей миссии и того, что система достаточно дифференцирована, должен иметь место процесс стратегических диалогов между Полномочным органом, ведающим делами высшего образования (государственный надзорный орган) и отдельными учебными заведениями. Благодаря этому процессу должны быть согласованы показатели деятельности, на основе которых будут распределяться государственные гранты.

Другой важной темой дебатов является плата за обучение. Упраздненная в середине 1990-х годов для расширения доступа к высшему образованию, данная проблема вновь вернулась на повестку дня благодаря дефициту бюджета. Национальная стратегия склоняется к повышению оплаты за обучение, при этом поясняя, что это будет минимальный вклад в расходы на высшее образование. Пока же, прежние и будущие правительства сдерживаются от такого подхода, хотя бы потому, что введение налога для выпускников или кредитная система, зависимая от дохода, в современных экономических условиях являются маловыполнимыми, и 25% выпускников эмигрируют из страны.

Влияние на институциональном уровне

Изменения на институциональном уровне были неизбежны еще до начала рецессии – тем не менее, контекст и скорость, при которых организации вынуждены были адоптироваться к ситуации – проверили на прочность их способность принятия решений и качество исполнительности. Преподаватели были объединены, программы изменялись, определенные курсы закрывались. Повышение доступа к высшему образованию для всех и другие “непрофильные” инициативы, финансируемые из стратегического или целевого бюджета, оказались под угрозой. Технические институты испытывали двойное давление в связи с ухудшившимся финансовым положением, вызванным параллельной реализацией новой финансовой модели, которая была объявлена несколько лет назад, но начала действовать сейчас.

В рамках национального соглашения ППС технических институтов, но не университетов, приняли решение о внесении некоторых изменений в рабочую нагрузку. Однако организации, как правило, не обладают способностью сильно изменяться (например, закрытие целых факультетов или специальностей), поскольку преподаватели имеют бессрочный контракт. Поэтому в первую очередь пострадали те, у кого были краткосрочные или почасовые контракты либо проекты без собственного финансирования.

Вызовы для маленьких стран

Ирландия терпит особые трудности, связанные с глубиной экономического кризиса и продолжающейся рецессией. Многие изменения сходны с теми, что были поддержаны другими странами – такие как, значительная реструктуризация системы, вкупе с повышением уровня регулирования или управляемого политического курса. Чем Ирландия отличается, так это особым вниманием к “стратегии всей страны”, вместо создания нескольких университетов мирового класса. Страна хочет внедрить бренд “единого качества” для повышения глобальной конкурентоспособности (например “бренд Ирландия”). Национальная стратегия предусматривает, что все организации высшего образования будут вовлечены в обучение, исследования, и выполнение (принятых) обязательств, при этом, каждая организация стремится задать свою уникальную форму глобального лидерства.

Назад в раздел