Реформа высшего образования на Ближнем Востоке и в других регионах



Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана, директор центра высшего образования (Бостонский колледж, США).

Среди сплоченных возгласов молодых революционных движений на Ближнем Востоке слышатся призывы реформировать систему высшего образования. Причины недовольства многочисленны и веско обоснованы. Они включают политическое вмешательство в систему на многих уровнях, переполненные аудитории, неэффективная и невосприимчивая администрация, снижение качества на всех уровнях, учебные планы, несоответствующие веяниям времени, недостаточно квалифицированные профессора, и важнее всего степени, которые не ведут к трудоустройству.

Проблемы

Проблема в том, что большинство из этих требований не могут быть легко выполнены, вне зависимости от доброй воли нового правительства и академических администраций вузов или твердой приверженности преобразованиям в академической сфере. Кризис высшего образования на Ближнем Востоке носит системный характер и требует пересмотра всей национальной стратегии высшего образования. Ресурсы, будь то человеческие или финансовые, практически не обеспечиваются ни в краткосрочной и, вероятно, и в среднесрочной перспективе.

В данной ситуации есть несколько фундаментальных вопросов, которые не являются уникальными на Ближнем Востоке. Первый из этих вопросов – неизбежная массовость высшего образования. За последние несколько десятилетий, каждая ближневосточная страна испытала не только демографический взрыв населения рассматриваемой возрастной когорты, но и рост числа молодых людей, посещающих университеты. Дополнительное явление, характерное для многих развивающихся стран, включая Ближний Восток, заключается в том, что расширение сферы высшего образования опережает возможности экономики «поглощать» выпускников университетов. Проще расширить зачисление в вузы, чем обеспечить рабочими местами армию выпускников. Кроме того, правительства заинтересованы дольше «удерживать» молодых людей в университетах на некоторое время, вместо того, чтобы позволить им вступить в ряды безработных. Последний вопрос – это ухудшение общего качества высшего образования в создавшейся массовой системе. Опять же, неудивительно, что в контексте массовости системы без сопутствующего увеличения её финансирования, значительное расширение охвата приводит к снижению качества. Не говоря уже о том, что студенты буквально не могут найти место в аудиториях, а их преподаватели сами обладают степенью не выше бакалавра.

Что можно сделать сейчас?

Для спасения порочной системы высшего образования на Ближнем Востоке есть несколько «быстрых решений». Одно из них, уже принятое в Египте, касается деполитизации университетов. Студенты потребовали устранения политических назначений администраторов, контроля над выборами студентов, слежки за студентами и других элементов полицейского государства, которое пронизывает египетские студенческие городки. В значительной степени эти меры были выполнены.

Существует возможность принять дополнительные меры по повышению административной эффективности, акцентируя внимание на академических ценностях и назначение руководителей, приверженных улучшению университетской системы. Коррупцию можно искоренить. Публично делая упор на том, что университеты сегодня привержены академическим ценностям и превосходству, а также улучшению качества. Они могут помочь поднять моральный дух, хотя этого еще недостаточно.

Долгий путь в будущее

К сожалению, реальные преобразования трудно проводятся в жизнь и требуют не только ресурсов, но и следованию дорожной карте. Нелегко мобилизовать ни одну из этих двух мер. Ресурсы без стратегии производят «отходы». Создание практической стратегической политики высшего образования для любой страны Ближнего Востока трудно осуществимо.

Реалии массового высшего образования универсальны. Как свидетельствуют события в Египте, недостаточно простого расширения существующих университетов до размеров, способных принять 200 000 и более студентов, или создания новых массовых университетов без четких миссий или примерного наличия соответствующих ресурсов. Часть программы реформирования и улучшения включают адекватное сочетание высших учебных заведений с различными миссиями, возможный «демонтаж» некоторых мега-университетов на более мелкие организации, стимулирование растущего, но недостаточно регулируемого частного сектора для обеспечения их службы интересам общества, а также содействие ученым в получении ими более высокой квалификации и достойной оплаты их труда.

Из-за большого населения и зависимости от человеческих ресурсов для будущего развития Египет также нуждается, по крайней мере, в одном исследовательском университете мирового класса, который может конкурировать на международном уровне, создавать актуальные научные исследования, а также обеспечить местный рынок труда образованными выпускниками программ PhD.

Другие страны Ближнего Востока будут иметь несколько иные условия и потребности, но все сталкиваются с аналогичными вызовами.

Дилеммы

Реализация реформы является непростой задачей. Одна из главных проблем – финансирование. В таких странах, как Египет и Тунис, которые традиционно предоставляют бесплатное или недорогое государственное высшее образование, дополнительное значительное повышение платы за обучение в государственных вузах является чрезвычайно болезненным и, возможно, политически невозможным вопросом. Тем не менее, несмотря на невозможность, эта стратегия, по всей видимости, к сожалению, необходима для этих стран, за исключением Саудовской Аравии и нескольких стран Персидского залива богатых нефтью, гарантирующих бесплатное государственное высшее образование. Таким образом, необходимо найти способы введения платы за обучение с возможным сочетанием с соответствующей системой образовательных кредитов и грантов. У государства буквально недостаточно ресурсов для поддержки качества массового высшего образования.

Улучшение высшего образования в Ближний Восток включает модернизацию академической профессии и обеспечение академической культуры, которая способствует производительности. За некоторыми исключениями, качество преподавания и исследований в регионе невысокое. Относительно небольшое число ученых являются обладателями степени PhD. За исключением Саудовской Аравии и некоторых стран Персидского залива, академические зарплаты у преподавателей очень низкие. Роль ученых принижали бюрократическими правилами гражданской службы, неадекватной заработной платой, высокими учебными нагрузками и политическими репрессиями – мощное сочетание негативных сил. Должны быть найдены пути для создания творческой академической культуры и академической среды. Это позволит привлечь «лучших и самых ярких» к преподаванию и проведению исследований. Часть проблемы потребует создания академической системы, которая вознаграждает преподавание и службу в большинстве университетов, которые выполняют небольшие исследования.

Разумное управление также является необходимым компонентом любого эффективного университета. Ученые должны быть не только хорошо образованными и получать достаточную зарплату, но и должны оказывать влияние на управление университетом. Этот процесс будет особенно трудно осуществить на Ближнем Востоке, где сочетание политического контроля и бюрократической культуры душили университеты на протяжении десятилетий. В нынешних условиях требования студентов в полной мере участвовать в управлении создают широкий общественный резонанс, и студенты играют не последнюю роль как члены академического сообщества. Опыт показывает, однако, что наиболее успешные вузы в значительной степени управляются профессурой. Университеты также нуждаются в менеджменте, и профессиональные администраторы играют незаменимую роль. Таким образом, наиболее эффективные университеты – сложные организации, которые требуют значительную автономию в более широком контексте ответственности перед общественностью.

Последняя дилемма – одна из самых сложных и затрагивает отношения между университетом и рынком труда. Нет гарантий трудоустройства даже для квалифицированных выпускников, если экономика стагнирует. Безработные выпускники составляют потенциально мощную политическую силу во многих странах, и трудно выровнять число выпускников с имеющимися возможностями трудоустройства в экономике. Лучшее, что может сделать система образования, это обеспечить обучение высококвалифицированных выпускников.

Нет сомнений в том, что дефекты системы высшего образования разжигают политическую нестабильность на Ближнем Востоке. Очевидно, что значительные преобразования обязательны. Достижение требуемой реформы в сложных политических, социальных и экономических условиях выглядит как пугающий вызов. Прежде всего, требуется дорожная карта изменений. Впоследствии, необходимо выработать общественный консенсус для ее осуществления.

Назад в раздел