Бесплатное высшее образование в Южной Африке?



Салим Бадат (Saleem Badat) – вице-президент Университета Родес (Rhodes University), Южная Африка.
E-mail: vc@ru.ac.za.

Крупнейшая национальная студенческая организация в Южной Африке – Южноафриканский Конгресс Студентов – недавно организовала публичную демонстрацию в поддержку бесплатного высшего образования. Во многих местах это требование сочли нелепым.

Однако действительно ли это так? Действительно ли нелепы идеи о том, что бесплатное здравоохранение должно быть доступно всем нуждающимся и идеи о том, что экономическая и социальная политика в качестве приоритета должна ориентироваться на полную занятость, чтобы население могло пользоваться своим положением? Должны ли мы стесняться стремления жить в обществе, которое ставит на первый план развитие человека и его благосостояние и ценит высокообразованных, информированных и критичных граждан? Является ли бесплатное высшее образование нежелаемым идеалом?

Социально-политические изменения

Проблема призыва Южноафриканского Конгресса Студентов состоит в том, что они требовали бесплатное высшее образование для всех, а не только для нуждающихся. Учитывая радикальную политику этой организации, этот призыв считается странным в силу того, что в южноафриканском контексте большое количество получателей услуг являются представителями богатых и средних классов.

Однако если это требование бесплатного высшего образования было бы направлено на более разумное благо - на помощь нуждающимся, то оно было бы отдаленным от нежелаемого идеала. Такая политика действительно возможна в Южной Африке и везде. Политика бесплатного высшего образования для нуждающихся потребовала бы фундаментального пересмотра и изменений в социальных целях, приоритетах и политике. Без этих модификаций сложно увидеть как бесплатное высшее образование будет обеспечено или поддержано теми, кто воодушевлен таким идеалом.

Государственное финансирование

Государственные субсидии, которые университеты получают от правительства, не покрывают расходы государственного вуза. Университеты обязаны полагаться на доходы полученные от студентов за оплату за обучение и жильё, так же как и на доходы полученные от спонсоров, финансирования научных исследований и другой деятельности для полноправного существования.

Если бесплатное высшее образование было бы введено для всех в Южной Африке, правительство должно было бы обеспечить в университеты помимо текущей государственной субсидии 17,5 миллиарда рандов (2,5 миллиардов долларов США) дополнительные 7,7 миллиардов рандов (1,1 миллиарда долларов США). Если бы финансировалось проживание в резиденции университетов, то необходимы дополнительные 1,3 миллиардов рандов (186 миллионов долларов США). Если бы обеспечивались жилье и питание для всех студентов, то необходим 21 миллиард рандов (3 миллиарда долларов США). Это финансирование было бы за счет фондов адресованных ликвидацию бедности, создания рабочих мест, здравоохранения, жилья и других важных социальных потребностей.

Если правительство не обеспечивали бы эти преимущества, вузы испытывали бы дефицит финансирования, и основанные на бесплатном высшем образовании для всех, южноафриканские университеты разорились бы.

Другие последствия

Появились бы и другие проблемы, которые не были приняты во внимание Южноафриканским Конгрессом Студентов. Южная Африка является самым неравным обществом на земле с огромными доходами и другими неравенствами. Бесплатное высшее образование было бы слишком щедрым даром для родителей высокого и среднего класса, которые итак могут позволить себе заплатить за университетское обучение, проживание и другие расходы. В действительности, это было бы чрезмерной государственной субсидией к очень богатым и средним классам и привело бы к дальнейшему усилению классового неравенства.

В настоящее время частные вузы Южной Африки не имеют престижа. Введение бесплатного высшего образования для всех без увеличения государственного финансирования создало бы благотворную окружающую обстановку, в которой богатые родители будут посылать своих детей в частные организации или в зарубежные университеты. Высшее образование стало бы даже генератором ещё большего разделения классового неравенства и других категории и различий.

Университетское образование приносит пользу как государству, так и частным структурам. Такие выпускники университетов, как учителя, медицинские работники, инженеры, государственные служащие и другие, различными путями способствуют общественному благу. Однако в настоящее время они также получают личную выгоду в форме лучших перспектив подходящей работы, зарабатывая существенно высокие доходы, наслаждаясь более высоким уровнем жизни, или получая многие другие доступные удовольствия жизни, по сравнению с теми, у которых нет университетских степеней

Тем не менее, учитывая вышесказанное, неблагоразумным и несправедливым считается факт, что студентам следует вносить свой финансовый вклад в развитие высшего образования.

Насущные проблемы

Проблемы, требующие внимания, которые были подняты путем протеста во главе с Южноафриканским конгрессом студентов, являются действительными и насущными. Тысячи потенциальных и талантливых студентов из рабочего класса и сельских бедных семей оказываются без средств получить образование в университете. В то же время сотни потенциально выдающихся аспирантов, очень необходимых Южной Африке, не имеют финансовой поддержки или усиленно трудятся с неадекватным финансированием.

Данная ситуация существует несмотря на то, что тысячи профессиональных рабочих мест в частном и государственном секторе остаются незанятыми из-за недостатка высококвалифицированных выпускников. Весьма необходимые государственные инвестиции в общественной инфраструктуре не соответствуют инвестициям в граждан.

Другой подход

Сначала Южной Африке следует стремиться осуществить идеал бесплатного высшего образования для нуждающихся в финансовой поддержке. Приоритеты должны выполняться. Финансируемая государством Национальная студенческая схема финансовой помощи, необходимая для поддержки студентов коренного населения, требует больших капитальных вложений для того, чтобы эти студенты имели поддержку при поступлении в вузы и в успешном получении университетского образования.

Подобная схема также должна быть и для аспирантов вуза, которые также нуждаются в финансовой помощи. Южная Африка не может пренебрегать талантами студентов, которые могут стать следующим поколением академиков, ученых, писателей, художников и критичных интеллектуалов. Этот фактор также необходим для возмещения исторического расового и гендерного неравенства.

Необходимы увеличенные инвестиции в развитие академических программ для поддержки в значительной степени темнокожих и бедных студентов, которые не достаточно подготовлены школами для более сложного университетского образования. Поступление в вуз без реальных возможностей для успешной учёбы – это трата скудных ресурсов и несправедливость по отношению к этим студентам.

Учитывая личную помощь добавляющуюся к выпускникам, ожидается, что те, кто зарабатывает выше определенного уровня будут способствовать Национальной Студенческой схеме финансовой помощи так, что будущие поколения студентов могут иметь стабильную помощь. Может быть всех выпускников, которые зарабатывают выше определенного уровня, следует подвергнуть налогу выпускника, который выплачивается государственному агентству.

Заключение

Кроме данного подхода призыв к бесплатному высшему образованию для всех просто укрепит и действительно воспроизведет еще большие неравенства, против которых протестует Южноафриканский конгресс студентов.

В более общем смысле, мы не должны бояться обсуждать идеалы, которые презираются текущими неолиберальными экономическими и социальными ортодоксальностями или не являются сразу же желанными или достижимыми.

Действительно ли бесплатное высшее образование для всех это несбыточная мечта? Почему оно не может быть идеалом, одним из показателей светского и правового государства, имеющее устойчивое развитие и оставленное в наследство для будущего поколения? Конечно, это должно было бы быть частью более широкой и радикальной формулировкой социальных целей, приоритетов и политики.

Назад в раздел