Африка: Навстречу 21-му веку



Гулям Мохамедбхай (Goolam Mohamedbhai) – экс-генеральный секретарь Ассоциации африканских университетов, экс- президент Международной ассоциации университетов, и бывший вице-канцлер Университета Маврикия.
E-mail: g_t_mobhai@yahoo.co.uk

В 2009 году Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) отметила прогресс, достигнутый в Африке после его предыдущей конференции, в 1998 году, но в тоже время признала, что все еще существуют многие проблемы, которые должны быть решены в 21 веке.

Расширение охвата

Коэффициент третичного охвата студентов в странах Африки южнее Сахары равен только около 6 процентов в 2007 году, это самое низкое количество студентов во всех регионах мира. Поэтому должны быть сделаны решительные усилия, чтобы значительно увеличить студенческий контингент в Африке. При увеличении охвата молодежи третичным образованием существующие государственные учреждения должны контролироваться с учетом их возможностей. Подавляющее большинство государственных университетов в Африке имеют число обучающихся значительно выше своих возможностей для размещения.

Дальнейшее зачисление без адекватного увеличения инфраструктуры и других ресурсов может лишь ухудшить ситуацию и повлиять на качество. В то время, в ряде африканских стран были предприняты усилия для быстрого создания новых университетов, которые являются копиями уже существующих. Это неправильный подход, как и во многих случаях это приводит к истощению сотрудников существующих учебных заведений и передачи их в новые организации. Еще одна тенденция заключается в создании новых университетов на основе модернизация политехнических и технических колледжей. Африка нуждается в дифференцированных учреждениях образования, начиная от сильных исследовательских университетов, политехнических институтов и технических колледжей, а также разнообразных программ в каждом учебном заведении, в целях удовлетворения различных типов обучающихся и потребностей страны.

Должны быть приняты соответствующие меры во время расширения доступа для обеспечения успеха принятых студентов. Нехватка ресурсов, в том числе преподавателей, часто приводит к высокому уровню отсева. Время для завершения трехлетней учебной программы иногда требует пять-шесть лет. Ситуацию усугубляют также частые закрытия кампуса в результате студенческих волнений, которые препятствуют инициативе активизации. Необходимо учитывать национальные и региональные подходы к этой проблеме.

Ясно, что растущий спрос на высшее образование в Африке никогда не будет достигнут с помощью традиционной формы обучения. Другие подходы, такие как открытые, дистанционные и онлайн-обучения должны быть достигнуты, в особенности для непрерывного образования для взрослых и переподготовки учителей. Это уже происходит с созданием открытых университетов в нескольких странах и использование дистанционного образования в традиционных университетах в дополнение к традиционному обучению.

Финансирование

Резкое увеличение числа учащихся в системе высшего образования в Африке не сопровождается государственным финансированием. По сути, государственные расходы на одного студента значительно снизились, и это неизбежно привело к ухудшению качества. Сложные задачи, стоящие перед африканским высшим образованием связаны с продолжающимся увеличением числа студентов, преподаватели нуждаются в рекрутинге, инфраструктура нуждается в дополнительном расширении, и несмотря на это, наличие государственных средств будет ограничено.

Как ни парадоксально, государственные расходы на высшее образование студентов в Африке намного выше, чем в других развивающихся странах, что свидетельствует перерасходе средств и неэффективности в использовании ресурсов. Сокращение расходов и повышение эффективности в организации должны быть первым шагом в борьбе с нехваткой средств. Требуется изменение метода бюджетирования или другой подход. В настоящее время в большинстве стран ежегодный бюджет учебных заведений выделяется правительством и определяется просто регулированием бюджета предыдущего года на проценты, в зависимости от наличия государственных средств. Использование формулы финансирования, например, на основе стоимости обучения на одного студента, может стимулировать улучшение учреждения и помочь в достижении большей подотчетности и прозрачности.

Однако в конечном итоге, государственным учебным заведениям неизбежно придется прибегать к оплате за обучение студентов, если они хотят получить качественное образование. Кроме того, опасность здесь заключается в том, что государственное высшее образование, то в конечном итоге будет рассматриваться как частное предприятие, которое имеет государственное финансирование. Правительства африканских стран должны признать, что высшее образование является "общественным достоянием" и, соответственно, должно пользоваться государственной поддержкой. Хотя сборы должны быть введены, однако они должны представлять только часть реальной экономической стоимости и сопровождаться соответствующей схемой кредита или стипендии для социально незащищенных студентов.

Доходы от совместных расходов никогда не будут достаточными, чтобы покрыть огромные расходы физического развития инфраструктуры. Капитальные затраты финансирования в значительной степени должны исходить от правительства. Некоторые страны, например, Гана, используют инновационный подход использования небольшой доли национального вклада от налога на добавленную стоимость для финансирования капитальных проектов в сфере высшего образования.

Только государственно-бюджетным организациям никогда не удастся увидеть огромный спрос на высшее образование. Частные и трансграничные высшие учебные заведения, которые уже действуют в значительном количестве в Африке, следует поощрять, которые могут быть полезными во многих отношениях. Однако многие из них мотивированы прибылью и предлагают некачественное образование. Их, следовательно, необходимо урегулировать и проконтролировать на качество.

Исследования

Результаты научных исследований африканских университетов являются очень низкими. Среди причин отсутствие преподавателей, ориентированных на научные исследования, с учетом утечки мозгов, это также тяжелая учебная нагрузка, совместительство на стороне, нехватка ресурсов, таких как, библиотека, инфраструктуры информационных и коммуникационных технологий и хорошо оборудованные лаборатории. 

Актуальность проведенных исследований остается под вопросом. Большинство преподавателей проводят исследования в целях личного обогащения, с целью публикаций в международных журналах для рекламных целей. Выбранные темы часто не подходят для развития национальных исследований. Исследования большинства преподавателей являются индивидуальными, в которых недостаточно междисциплинарных исследований, необходимых для решения проблем развития страны. Большая часть исследований финансируется из внешних источников и определяются спонсорами, поэтому не могут иметь непосредственное отношение к национальному развитию.

Научные исследования имеют еще одну проблему. Большинство результатов исследований в конечном итоге лежат на полках университетских библиотек, находятся в дипломных работах и диссертациях или передовых научных журналах. Таким образом, они не доступны для понимания политиков или общественности. Существует нехватка африканских научных журналов, а те, которые имеются, в настоящее время часто неустойчивы.

Необходимо предпринять некоторые шаги для исправления ситуации. Адекватное обеспечение должно быть сначала сделано для финансирования научных исследований на национальном уровне. Создание национальных советов по исследованиям могут расширить мобилизацию ресурсов и определить национальные приоритеты для научных исследований. На институциональном уровне, университеты должны включать исследования в области стратегического планирования и обеспечить, чтобы оно было таким же приоритетным, как и обучение. Каждый университет должен также создать центральный офис для координации исследований, поощрять, поддерживать и управлять исследованиями. Процесс модернизации исследований квалификации сотрудников университета, с помощью, например, сплит-сайта докторов наук, который уже ведется во многих учреждениях и нуждается в доработке. Что касается доступа к публикациям, должны быть сделаны усилия для большего доступа к он-лайн научным публикациям и диссертациям в Африке.

Качество

Обеспечение качества в высшем образовании является относительно новым явлением в Африке. В 2007 году только 16 из 52 стран к югу от Сахары в Африке создали национальные аккредитационные агентства. Организации были созданы в основном для регулирования положения в развитии высшего образования, особенно в частном секторе, а в не обеспечении подотчетности и повышения его качества.

Основные задачи качества, стоящие в Африке – нехватка должным образом подготовленных специалистов в национальных учреждениях по обеспечению качества, отсутствие знаний о процедуре среди сотрудников агентств, сопротивление преподавателей для полного их участия. Процесс сбора и обработки данных в процедуре занимает очень много времени, а также отсутствие финансирования для создания внутренних систем обеспечения качества в учреждениях. Активизация, наращивание потенциала и финансирования, это основные вопросы, которые необходимо решать в деле содействия обеспечению качества.

Заключение 

Некоторые из проблем, с которыми сталкивается африканское высшее образование могут быть решены на институциональном уровне, а другие требуют регионального подхода. Африканские правительства и высшие учебные заведения для решения этих проблем должны планировать и внедрять инновации. Их политика требует приверженности и сотрудничества всех заинтересованных сторон. Не существует никаких причин, почему африканские страны не могут превратить эти вызовы в возможности, чтобы сделать их сектора высшего образования яркими и продуктивными.

Назад в раздел