Стратегический менеджмент в бразильских университетах



Сибель Ян Андрадэ (Cibel Yahn Andrade) – исследователь в исследовательском центре государственной политики в Университете Кампинас, Бразилия.
E-mail: cyahn@terra.com.br
Хосе Роберто Рус Перез (Jose Roberto Rus Perez) – профессор на факультете образования в Университете Кампинас, Бразилия.
E-mail: rusperez@uol.com.br.

В мире, где перемены являются центральной частью, для организаций решающую роль играют стратегическое мышление и стратегические действия. Для организаций, основанных на знаниях, практика менеджмента необходима в этой динамической обстановке. Бразильские университеты, вся система высшего образования и инфраструктура научной и технологической инноваций, используя передовой менеджмент и методы планирования, должны противостоять новым проблемам.

Простой обзор выявил, насколько гетерогенной стала система высшего образования в Бразилии, которая зависит от размера учебного заведения, качества обучения и исследований, академических миссий, источников финансирования, степени политического контроля. В настоящее время 2,314 высших учебных заведений в стране имеют контингент 5,115,896 студентов; большинство из этих заведений являются частными учреждениями – 2,069 с контингентом 3,764,728 студентов. Государственный сектор имеет федеральные учебные заведения (94 вуза, 752,847 студентов), государственные учебные заведения (84 вуза, 480,145 студентов), и муниципальные учебные заведения (67 вузов, 118,176 студентов).

Несмотря на внушительный размер системы, контингент студентов (процентное соотношение 18-24 летних) был оценен Министерством образования только в 14-15 процентов возрастной категории на 2009 год. Этой тенденции недостаточно для необходимого роста Бразилии с быстроразвивающейся экономикой.

Возрастающая автономия требует новых навыков

Стратегическое планирование является ключом для быстрого и эффективного ответа на необходимость увеличения участия и улучшения общего качества. На данный момент нет единой формулы подходящей для Бразилии, которая учитывала бы разнообразие сектора, различные цели и проблемы государственных и частных учебных заведений.

Основные события вызвали внимание к отсутствию потенциала стратегического менеджмента. С 1989 года государственным университетам в Сан-Пауло дали большую автономию, которая не только изменила отношения между университетами и правительством, но также и перенесла большую ответственность на отдельные учебные заведения. Данный переход к ответственности подчеркивает значимость эффективного и профессионального институционального менеджмента. Более того, интенсивный рост частного сектора в течение прошедших двух десятилетий ввел новые приоритеты в обсуждении стратегического планирования. Этот сектор должен ответить на жесткую конкуренцию, ограничение дохода за оплату за обучение, и расширение дистанционного обучения.

Однако интерес к менеджменту высшего образования начал формироваться только в 1990-ых годах когда проблема оценки и качества в образовании стала центром внимания. Стремясь стимулировать развитие планирования культуры, федеральное правительство в 2001 году начало требовать, чтобы все высшие учебные заведения разработали институциональные планы развития вузов, которые должны были получить одобрение за свои программы и полномочия. План должен охватить пятилетний период и включить следующие темы: институциональная миссия и цели, академическая и административная организация, педагогическое планирование, физическая и академическая инфраструктура, институциональная оценка деятельности и мониторинг, введение графика выполнения.

Не имея никакого опыта в эффективном стратегическом планировании, и государственный и частный сектора столкнулись с многочисленными препятствиями. Немногие учебные заведения развили у себя "культуру планирования"; немногие сотрудники имели подготовку или навыки необходимые для участия в стратегическом планировании; не соответствовали информационные системы стратегическому планированию; и лишь некоторые системы или персонал были способны к мониторингу и контролю выполнения стратегического плана.

Хотя несколько университетов в Бразилии достигшие уровня мирового класса проводят научные исследования международного масштаба, дилетантизм почти всегда преобладает в менеджменте университетского финансирования, институциональной разработке, в принятии решений и других факторах. В некоторых учебных заведениях ученые действительно с выдающейся тщательностью практикуют передовые методологии и демонстрируют значительную эмпирическую точность в своих научных трудах. Эти те же самые профессора и ученые играют ключевые роли в администрации и менеджменте бразильских университетов, но, как правило, испытывают недостаток в умении и навыках для квалифицированного выполнения поставленных задач. Проблема заключается не в интеллектуальных способностях, а в недостатке опыта и знаний.

Может ли Бразилия ответить?

Возникла необходимость создания центров для обучения специалистов университетскому менеджменту, которые будут играть важную роль в данной ситуации. Неизвестно как достичь такого обучения ввиду того, что модели, используемые для бизнеса, определенно не подходят для высших учебных заведений.

Бразилия нуждается в применении успешных моделей реализованных в других странах. Лучший менеджмент, стратегическое планирование, эффективный контроль и координация – критическое развитие, которое необходимо для совершенствования качества высшего образования Бразилии, чтобы идти в ногу со стремительным ростом бразильской экономики.

Назад в раздел