Оценивая результаты высшего образования в Бразилии



Ренато Х. Л. Педроса (Renato H. L. Pedrosa) является директором по приему студентов и координатором группы исследований высшего образования в Университете Кампинас, Бразилия.
E-mail: renato.pedrosa@comvest.unicamp.br.

Бразилия является одной из немногих стран, в которой разработана полноценная программа для оценки результатов обучения на уровне высшего образования, как для государственных, так и частных учебных заведений. Национальная система оценки высшего образования (НСОВО – SINAES) была учреждена федеральным законом в 2004 году, которая опиралась на раннюю программу, запущенную в 1996 году. Она находится в ведении Министерства образования. Первоначально, НСОВО использовала генеральную выборку студентов, но начиная с 2010 года, она начала проверку уровня знаний всех студентов, обучающихся на первом и последнем курсе бакалавриата/программ с присвоением степени. Учебные заведения получают обратную связь от системы для своих собственных целей, но основная функция заключается в предоставлении информации для аккредитации программ и вузов в Бразилии, что является обязанностью государственных органов. Результаты предаются широкой огласке и используются для создания программ и рейтингов университетов.

Что измеряет система 

Национальная система оценки высшего образования состоит из трех основных компонентов: институциональной оценки, оценки программы и оценки уровня знаний студентов. Национальный студенческий экзамен (ENADE), который сдают студенты первых и последних курсов оценивает знания студентов. Институциональная оценка вуза и оценка программ основаны на данных, собранных Министерством образования и самооценке, проведенной учебными заведениями. Результаты трех компонентов объединяются в итоговый счет для каждой учебной программы: 40 процентов от Национального студенческого экзамена выпускников; 30 процентов от индекса добавленной стоимости, измеряемого с помощью оценки результатов первого и последнего года обучения; и 30 процентов от оценки программ и институциональной оценки. Средняя оценка экзамена группы студентов последнего курса и окончательный результат сообщается для каждой участвующей программы. Ревизионный комитет посещает учебные заведения, окончательный результат которых ниже определенного уровня и оглашает отчет о результатах оценки и выявленных недостатках.

Действительны ли результаты?

Министерство образования издало несколько технических отчетов, объясняющих методологию, принятую национальной системой оценки высшего образования, но пока никакой юридический анализ его результатов не был разработан. На самом деле, были подняты некоторые вопросы, которые указывают что система может потребовать некоторых изменений, прежде, чем она будет считается действительной для предполагаемого использования.

Во-первых, методология подсчета единообразно применяться ко всем направлениям и формам программ и для всех типов организаций. Наряду с аналогичным обращением разных программ, таких как подготовка преподавателей и инженеров используются одни и те же принципы оценки всех учреждений. Во-вторых, было заявлено, что 30 элементов, используемых для оценки конкретной области, не в достаточной степени обеспечивают соответствующие знания, накопленные по программе. Вопрос касается содержания действительности содержания, в отношении использования экзамен, и в нынешнем формате оценивать знания в любой полной программе бакалавриата. В-третьих, беспокойство вызывает то, что группы студентов бойкотируют экзамен. Даже хотя оценки студентов не регистрируются в их школьных аттестатах, есть еще сильное сопротивление студенческих союзов против этой системы. Хотя студенты должны сдавать экзамен, они могут не заполнить листы ответов, искажая результаты и снижая доверие к системе. Другое возможное ограничение национальной системы оценивания происходит в трехлетнем цикле, используемом для тестирования знаний студентов, обучающихся по данной программе. Для некоторых программ, в частности, с небольшой группой студентов, вполне вероятно, необходимо больше итераций, чтобы получить результаты, которые могут быть значительно рассмотрены в отношении использования результатов для целей оценки.

Использование (или неправильное использование) результатов

Хотя предыдущий раздел вызывает серьезные вопросы, касающиеся его действия, национальная система оценки высшего образования служит важной миссии предоставление критериев для аккредитации образовательных программ и учреждений. Эта система имеет большое влияние на быстро расширяющийся коммерческий сектор, который отвечает за 58 процентов из почти 6 миллионов студентов зачисленных в высшие учебные заведения Бразилии (данные 2009 г.). Национальные СМИ сообщает об испытательных программах с ограниченным приемом, или о программах, которые имеют аккредитацию, отмененную Министерство образования и они становятся все более частыми и привлекают внимание общественности. Отчеты НСОВО также используются в качестве критериев для распределения финансовой помощи студентам, посещающих частные учебные заведения: которые имеют результаты ниже определенного уровня и лишены финансирования и поддержки различных федеральных студенческих программ. Как и ожидалось, учреждения используют уже опубликованные результаты и рейтинги для рыночных целей.

Движение вперед 

Позитивным шагом, является недавнее назначение Министерством образования постоянного специалиста ревизионной комиссии для анализа национальной системы оценки высшего образования и вынесения рекомендаций на основе выявленных показателей. Следует надеяться, что Комитет будет способствовать укреплению столь необходимых прений по его аспектам и использованию результатов. Учебные заведения и специалисты должны также играть более активную роль в обсуждении всей системы. Ожидается, что некоторые изменения будут объявлены при издании результатов экзаменов за 2011 год. Альтернативы включают увеличение числа элементов в разделе экзамена по определенному курсу, и первокурсники будут сдавать новый формат экзамена. Многие университеты просили, чтобы индивидуальные оценки студентов были включены в аттестаты. Это было сделано, чтобы сделать бойкотирование экзаменов менее привлекательным, но неясно, находятся ли такие предложения на стадии рассмотрения.

Несмотря на проблемы и ограничения, упомянутые выше, национальная система оценки высшего образования уже зарекомендовала себя как соответствующая часть Бразильской системы высшего образования, играя центральную роль в аккредитации и в других федеральных программах. Это может быть хорошим источником информации о том, как работает система и какие проблемы и трудности включает в себя. Лицам, заинтересованным результатами оценки высшего образования, может принести пользу детальный анализ бразильского опыта.

Назад в раздел