В погоне за справедливостью в Бразилии



Леандро Р. Тесслер (Leandro R. Tessler) является ассоциативным профессором физики и директором по международным отношениям Университета Кампинас (UNICAMP), Сан-Паулу, Бразилия. 

E-mail: tessler@reitoria.unicamp.br.

Бразильский Верховный суд должен (собирается) решить не нарушают ли позитивные действия соблюдение Национальной конституции. 

В 2003 году Сенат Университета Бразилии решил зарезервировать 20 процентов своих мест, для BBI (черных, коричневых и коренных абитуриентов) бразильских претендентов для приема с 2004 года. После этого шага, несколько общественных высших учебных заведений приняли программы позитивных действий, либо по их собственному решению или следуя государственным законам.

  В 2009 году, правое крыло политической партии демократов подали иск в бразильский Верховный суд, утверждая, что университет Бразилии расовой системой квот нарушает не менее девяти фундаментальных принципов Конституции. Решение об этом случае будет определять будущее позитивных действий в Бразилии.
  Мейнстрим и специализированная пресса публикуют авторские статьи, пытаясь склонить мнение в поддержку одной позиции или другой.  

Удивительно, но все статьи "доказывают", что позитивные действия представляют собой либо освобождение, либо угрозу для всей системы бразильского высшего образования.

Неизбежная пристрастность вступительных экзаменов

Бразилии пришлось ждать до начала 20 века, чтобы увидеть создание его первых университетов. Уже в 1911 году, министр юстиции и внутренних дел принял закон, определяющий, что прием в государственные высшие учебные заведения необходимо осуществлять через всеобщий экзамен, который стал известен как конкурсный экзамен, так как число претендентов превышало число мест. Этот закон имел намерение ввести справедливость в процесс отбора: вместо того, чтобы выбирать студентов среди элиты, отбирать только наиболее подготовленных претендентов в демократической и беспристрастной процедуре, которая предоставляла одинаковые шансы для всех.

Спустя одно столетие большинство высших учебных заведений, по-прежнему, организовывают и издают свои правила приема абитуриентов, хотя Министерство образования пытается внедрить национальное тестирование подобное SAT.

  На протяжении многих лет, бразильское общество склоняли принять конкурсный вступительный экзамен для поступления в университет в качестве справедливой и надежной процедуры приема. Однако исследования показали, что даже там, где тесты тщательно отрабатывались как логические, связанные с определением уровня знаний и подготовкой, чем тесты, направленные на запоминание, кандидаты от богатых и  
обеспеченных слоев имеют больше шансов на успех. Некоторая степень необъективности теста неизбежна.

Лучшее образование: частные старшие школы (К-12), государственное высшее образование

С 1990-х годов, было проведено расширение системы высшего образования в основном за счет частных коммерческих вузов низкого качества. В настоящее время только 25 процентов от 5500 тысяч зачислений приходится на государственные высшие образовательные учреждения более высокого качества, которым конституционно запрещено взимать плату за обучение. Из-за отсутствия соответствующих инвестиций, качество образования государственных старших школ (К-12) резко снизилось с 1960 года. Дорогие частные фундаментальные общеобразовательные школы, которые явно готовят своих студентов к успешной сдаче конкурсного экзамена в лучшие государственные университеты, предпочтительны для тех, кто может позволить себе такие расходы. Как следствие, эта модель экзамена модель стала проверочным инструментом для социальной изоляции: наиболее желанные места в лучших государственных университетах заняты в основном представителями белого населения среднего и высшего класса. Обучение в государственных школах стали надежной помощью для социального класса.

Дискуссия о справедливости

Требования, чтобы сделать конкурсную систему вступительных экзаменов в государственные университеты более справедливой начались в 1990-х годах. После Всемирной конференции по борьбе против расизма, состоявшейся в Дурбане в 2001 году, давление о предоставлении квоты для студентов из государственных старших школ и BBI (темнокожих) набрала обороты. Вскоре, в обсуждения были вовлечены пресса и интеллектуальные круги по всей стране. Организованные социальные движения, особенно темнокожих активистов, требовали расовой квоты во всех государственных вузах, используя в качестве аргумента историческое возмещение за прошлое рабство и расизм. Однако представители интеллигенции, которые действительно верили в справедливость конкурсного экзамена, утверждали, что внедрение позитивных действий будет несправедливым, по отношению к кандидатам, которые набрали более высокие балы в тестах и, безусловно, уменьшит академический уровень государственных университетов.

Наиболее спорным вопросом является то, что может ли раса быть использована в качестве критерия для позитивных действий. В связи с радикализацией обсуждения, квоты стали синонимом позитивных действий в Бразилии. Ряд университетов (некоторые источники утверждают, что до 70% всех государственных высших учебных заведений) внедряют некоторые формы позитивных действий, наиболее часто квоты представляются для государственных школ. Между тем федеральное правительство создало Университет для всех программ (Проун), где частным университетам предоставляют право на снижение налогов, если они обучают бесплатно некоторое количество студентов из государственных старших школ, в том числе и темнокожих. Любопытно, что хотя университет приносит пользу 500 тысячам студентов и на практике обеспечивает государственную школу и расовые квоты, эта программа никогда не была предметом для яростной критики направленной на программы позитивных действий в государственных университетах. Бразильская элита, по-видимому, воспринимает престижные государственные учреждения, как их исключительную прерогативу.  

Надежность отбора

Что касается успеваемости, то система квот, которая бронирует места для фиксированного числа студентов вне зависимости от спроса, может принимать студентов, которые не совсем подготовлены для обучения в престижных вузах. Имелись отдельные сообщения, подтверждающие данные факты, в данном случае из нескольких учебных заведений, которые были наиболее идеологически настроены, зависящие от более предвзятого мнения, чем реальных данных. В отличие от них, последнее комплексное исследование представило академические результаты исследовательского университета топ-уровня в штате Сан-Паулу - UNICAMP, с федеральным университетом Баи -UFBA. Первый университет с 2005 года принял бонусную систему для студентов из государственных средних школ и для самопровозглашенных BBIs (темнокожих и коренных жителей). Университет Баи имеет систему квот, оставляя за собой почти половину мест для основного населения. Данные UNICAMP показали, что студенты из государственных старших школ поступали с бонусом в среднем лучше, чем их коллеги из частных школ. 

Это означает, что студенты, поступившие по программе позитивных действий на самом деле, более подготовлены, чем те, которых они заменили. В UFBA, как и в любой системе квот, претенденты, которые не были допущены по позитивным действиям, имели самые низкие результаты по конкурсным вступительным экзаменам.

Академическая успеваемость и отсев студентов, принимаемых по квоте не выше, чем у тех, кто поступает с высоким результатом по вестибулярной классификации в период, предшествующий на квотные годы.

Большое количество студентов, поступающих в высшие учебные заведения, с помощью программы позитивных действий в Бразилии, приходят из слабых средних школ. Тем не менее, эта политика не означает, что они имеют недостаток в талантливых и необходимых компетенциях для завершения качественного высшего образования. При благоприятных условиях, лучшие студенты из неблагополучных семей превосходят своих коллег после одного или двух семестров в университете. Их отсев может быть выше, чем в среднем в некоторых учреждениях, но не выше, чем у других кандидатов, которых они заменили. Введя дополнительные льготы, учебные заведения стали более разнообразными, предоставляя более благоприятные условия для образования.
  Реальные институциональные и социальные последствия позитивных действий в Бразилии остаются неясными, поскольку первая группа только выпускается. Независимо от решения Верховного суда, успех позитивных действий в Бразилии показал, что при отборе студентов, основанного на результатах тестов, еще далеко не объективный, демократический и справедливый процесс. Вся модель приема должны быть пересмотрена в ближайшие годы.


Назад в раздел