Реформы по сокращению расходов в Англии



Клэр Кэллендэр (Claire Callender) является профессором высшего образования в Биркбек колледже и Институте образовании в Лондонском университете.

E-mail: c.callender@bbk.ac.uk.

Ответом британской коалиции правительства на экономический кризисом является сокращение государственных расходов с целью уменьшения бюджетного дефицита и стимулирования экономического роста. Высшее образование в Англии непропорционально пострадало из-за этих сокращений, по сравнению с другими социальными сферами услуг. Основная экономия финансовых средств будет получена путем реформирования системы финансирования высшего образования, об изменениях было сообщено в Независимом обзоре по финансированию высшего образования и студенческим финансам, в октябре 2010 года. В обзоре были предложены радикальные реформы, влияющие на характер и цели высшего образования.  

Реформы в финансировании высшего образования

В соответствии с рекомендациями обзора, коалиционное правительство отменяет финансирование, которое предоставляется университетам для обучения большинства бакалавров, но оно будет продолжать субсидировать программы обучения по естественным наукам, технологиям, инженерии и математике (STEM), хотя в меньшем объеме. Потерянный поток дохода будет заменен оплатой за обучение. В будущем, большинство программ по искусству, гуманитарным и социальным наукам не будут получать прямого финансирования со стороны правительства, и будет финансироваться исключительно оплатой за обучение.

Максимальная оплата за обучение, которую университет может получить от студента, устанавливается правительством. С 2012/13, текущий потолок финансирования от 3,290 фунтов год вырастет до максимум 9,000 фунтов. Как и в настоящее время все студенты будут иметь право на получение студенческих займов для покрытия оплаты всего обучения и некоторых расходов на проживание. Они будут погашать эти кредиты после завершения учебы, если будут зарабатыть 21,000 фунтов в год (увеличилась с .15,000 фунтов). Процентные ставки по этим кредитам также увеличились и в будущем будет расти в соответствии с доходами студента. Студенты будут платить 9 процентов своего дохода от 21,000 фунтов, пока не погасят задолженности по кредиту, и через 30 лет после окончания (в настоящее время 25 лет) любой непогашенный остаток может быть списан. Следовательно, эти студенческие кредиты будут, по-прежнему сильно субсидироваться правительством, каждые заимствованные 100 фунтов будут стоить правительству около 28 фунтов. Это означает, что общий бюджет высшего образования, за исключением финансирования исследований будет сокращен на 40 процентов, и составит около 4,2 млрд. к 2014/15. Однако, эти 4,2 млрд. фунтов потребуются, чтобы покрыть другую, финансируемую правительством финансовую поддержку, оказываемую студентам с низкими доходами, включая существующие стипендий для проживания студентов и новый "Национальный стипендиальный фонд", который будет субсидировать обучение. Следовательно, средства, выделяемые университетам для обучения, будут сокращены примерно на 80 процентов к 2014/15.  

В отличие от этого, до 2014/15 годовой бюджет вузов, который предназначен для проведения научных исследований – 4,6 млрд. фунтов в год, будет сокращен только на 9 процентов. Тем не менее, большая доля средств на научные исследования, вероятно, будут направлены на естественные науки, технологии, инженерию и математику, опять же за счет искусства, гуманитарных и социальных наук.  

Незавершенные задачи

Эти сокращения являются частью более давних задач в области высшего образования, связанного с его расширением. Во-первых, аналогичные тенденции имеют место во многих других странах, образовательная политика Англии переместила расходы, связанные с высшим образованием от правительства и налогоплательщиков, на плечи студентов и / или их родителей. В основе этой "Стратегии совместного несения расходов" лежит представление, что те кто получают финансовую выгоду от высшего образования, то должны платить за академическую учебу. Действительно, все основные реформы студенческого финансирования, проводимые в Великобритании с 1990 года, направлены на реструктуризацию баланса частных и государственных вложений в высшее образование.  

Вторая задача вызвана стремлением создания рынка в сфере высшего образования. Выбор пользователя и конкуренция поставщика занимали центральное место в предыдущих реформах правительства Лейбористов в области высшего образования. Коалиционное правительство пытается довести до конца эту незавершенную задачу. Их реформы по сокращению расходов направлены на повышение конкуренции между вузами через переменную плату за обучение и предоставление студентам, по сути, образовательного ваучера в виде студенческих займов – кредитов, которые сродни рассрочке. Так студенты пользуются преимуществами высшего образования, бесплатно, во время учебы, но платят за них впоследствии.  

Следовательно, часть денег университетов, будут ли они иметь финансирование, будет зависеть от выбора вуза студентами. Теоретически, потребительский спрос будет определять то, что университеты предлагают. У студентов будет более широкий выбор, так как новые поставщики, включая частные вузы и колледжи дальнейшего образования, которые, похожи на местные колледжи –community colleges - в Соединенных Штатах, допускаются на рынок за счет либерализации правил. Правила, регулируют полномочия по присвоению степеней, и учебные заведения конкурируют между собой путем повышения качества преподавания и снижения цен за счет повышения эффективности. Это также представляет собой радикальные изменения.  

В настоящее время Великобритания имеет только два частных университета, один из которых – BPP [Brierley Price Prior] Университетский колледж профессионального обучения, принадлежащий Apollo Global – только, что получил статус университета в 2010 году.

Потенциальное влияние реформ

  Вызывает сомнение вопрос, смогут ли только выбор и конкуренция привести к повышению качества образования и снижению цены. Во-первых, студенты всегда могли выбирать, где им учиться, но их выбор редко следовал логике экономической ортодоксии и, возможно, не будет следовать и в будущем. Во-вторых, все университеты теперь устанавливают максимальную плату за обучение, дозволенную правительством, вероятно, это продолжится и в будущем. Они должны будут установить минимум 7,000 фунтов, просто чтобы окупить свои расходы от государственного финансирования. Сверхурочная оплата, существенная разница в оплате маловероятно. В-третьих, в настоящее время доходы университетов от обучения зависит от их успешного набора студентов. Механизмы, которые правительство в настоящее время использует для финансирования образования, обеспечивают финансовую стабильность в секторе высшего образования и удерживают государственные расходы. Оба будут подвергаться риску на истинном рынке высшего образования. В действительности, до тех пор, пока правительство финансирует высшее образование, путем предоставления грантов университетам или финансовой поддержки студентам - правительству придется контролировать число студентов. Университеты не смогут зачислять столько студентов, сколько они пожелают, и выбор студента будет ограничен.  

Невероятно, но эти реформы на самом деле сократят государственные расходы на высшее образование. Государственные расходы будут увеличиваться за короткий срок, из-за увеличения стоимости обучения и соответственно большего объема субсидирования студентов, чтобы покрыть расходы студентов на получение высшего образования. В долгосрочной перспективе, реформы, вероятно, будут стоить больше, чем они экономят из-за неуместных предположений правительства о будущем уровне платы за обучение и росте доходов выпускников, и следовательно деньги будут окупаться через погашения кредитов студентами. Государственные займы будут выглядеть так, что они снизились потому что, правительственные гранты на обучение в вузах будет считаться государственным займом, а студенческие займы не будут считаться таковыми.  

Идеологические и политические последствия реформ так же значительны, как их экономические последствия. То, что скрыто в этой стратегии это радикальный пересмотр назначения высшего образования. До сих пор, высшее образование рассматривалось правительством в качестве общественного блага, сформулированного через образовательные и академические дискуссии, и финансируемого в основном за счет государственных средств. Миссия высшего образования приводится в соответствие с экономическим благосостоянием и благополучием нации.   

  Следовательно, высшее образование рассматривается как соответствующая инвестиция федерального государства, от имени своих граждан, независимо от предмета дисциплины. Сейчас высшее образование уже не будет восприниматься как общественное благо, а скорее всего, как частные инвестиции. Гуманитарные науки, искусство и социальные науки, в отличие от естественных наук, технологий, инженерии, математики (STEM) и научных исследований, по-видимому, не будут востребованы.   

Тем не менее, наши политические лидеры наслаждаются и перечисляют преимущества и блага искусства, гуманитарных и социальных наук, только один из членов британского кабинета изучал социальную науку. По данным ЮНЕСКО, творческие и культурные отрасли являются наиболее быстро растущими секторами Соединенного Королевства, и страна является крупнейшим экспортером "культурных ценностей" в мире. Однако фактически, эти дисциплины были приватизированы, что является рискованным из-за возможного выпадения их из элитных университетов.

Это, действительно, радикальное изменение, прежде невообразимого развития, даже в Соединенных Штатах. Сдвиг от государственного финансирования учреждений к государственному финансированию студентов, спорный вопрос, является не разделением стоимости, а он состоит в перечислении стоимости и снижения затрат в массовом масштабе. Сторонники совместного распределения расходов утверждают, что финансовые 
взносы от студентов должны дополнять вложения правительства в высшее образование, а не заменять его. Путь вперед это более справедливое распределение расходов на высшее образование между бенефициарами, которые признают как частные, так и государственные поступления.   

  Примечательно, что высшее образование будет оставаться доступным для всех студентов, в том числе и богатых, и они будут получать щедрый пакет финансовой поддержки финансируемой правительством. Однако невозможно знать заранее, как повлияет высокое плата за обучение и студенческая ссудная задолженность на поведение студентов, на их выбор высшего образования, на их представления о доступности высшего образования. Также не определено влияние от доступа к высшему образованию и зачислению, особенно среди студентов с низким доходом, которым предлагается финансово спекулировать на представляемом, но неопределенном будущем.   

  Что объединяет всех в правительстве и в секторе высшего образования это желание ярких, интеллектуально сложных задач, и экономически стабильной системы. Это другая новая модель может снести основание и изменить его характер, оценивая только частные экономические поступления в высшее образование, нежели сохраняя вузы в качестве центров преподавания, обучения и создания знаний. Одни могут утверждать, что это идеологическое нападение на высшее образование, другие, что эта модель финансирования предоставит лучшие возможности для студентов, выпускников и университетов. Несомненно, эти изменения извещают об отступлении федерального правительства от финансовой ответственности за высшее образование. Они повысят функции частных благ за счет функции общественных благ, и выявят политику мышления, где государственная и частная прибыль от высшего образования представляется игрой с нулевой суммой (в пользу только одного из них). Экономия бюджетных средств необходима, но каким образом, за счет долгосрочных воздействий на социальное равенство и университеты, функционирующих в качестве  общественных, гражданских и культурных учреждений?    

Университеты будут приспосабливаться к этим изменениям, чтобы пережить эти сокращения, но для кого и для чего?


Назад в раздел