Стоимость обучения и финансовая помощь для студентов: 2010 глобальный год



Памела Маркуччи (Pamela Marcucci) является директором Глобальной инициативы Ассоциации стратегии высшего образования.
E-mail: pmarcucci@higheredstrategy.com
Алекс Ашер (Alex Usher) является президентом Ассоциации стратегии высшего образования, Торонто, Канада.
E-mail: ausher@higheredstrategy.com

Полную версию этой статьи можно найти по адресу: http://www.higheredstrategy.com/publications/2011/Year_in_Review_2010.

С начала мирового финансового кризиса, чуть более двух лет назад, были подняты многие проблемы связанные с тем, как это может повлиять на финансирование высшего образования и действительно ли он сможет ускорить движение по совместным расходам. Были предприняты некоторые шаги в этом направлении, однако в большинстве стран, жесткие решения по этому вопросу еще не приняты.  

Наше первое ежегодное исследование глобальных тенденций, оплаты за обучение и студенческой финансовой помощи, рассмотрело "G-40" систем высшего образования, то есть 40 стран, на которых, вместе взятых, приходится 90 процентов студентов университетов всего мира и 90 процентов мирового научно-исследовательского производства. Хотя G-40, очевидно, не исчерпывающий список для понимания основных направлений политик в этих странах, этот список обеспечивает в основном понятную глобальную картину, без необходимости рассматривать политики всех 200-с лишним государств в мире.  

Политики задержки роста во многих странах

Примерно половина стран, принявших участие в опросе, а именно: Аргентина, Бразилия, Колумбия, Египет, Финляндия, Франция, Гонконг, Индонезия, Израиль, Италия, Малайзия, Мексика, Польша, Саудовская Аравия, Швеция, Швейцария, Тайвань, Турция, и Великобритания - не видит изменений в политике либо платы за обучение или помощи студентам для отечественных студентов. Несколько стран в частности: Гонконг, Финляндия и Швеция, однако видят смысл в увеличении сборов для иностранных студентов.

В большинстве стран - в Канаде и в некоторых частях Соединенных Штатов Америки, Кореи и Вьетнама, студенты были в ситуации, несколько похожие на страны "без изменения", поскольку рост обучения был для них компенсирован сопутствующим увеличением финансовой помощи. Вьетнам, в частности, был отмечен большим подъемом в обучении (или по крайней мере, в максимально допустимом промежутке обучение), в связи со значительным увеличением помощи обучающимся.

Ни одна страна в обзоре не снизила свою стоимость обучения. Исключением является Бразилия. Не произошло никаких изменений в помощи студентам или в политике оплаты за обучение; сборы были бесплатны в государственной системе, но примерно две трети студентов обучаются в частных учебных заведениях, где плата зачастую очень высока. Однако общая схема показывает движение стран в направлении расширения государственной системы. В результате, даже при отсутствии изменений в политике об оплате, большая часть студентов платят более низкие ставки сборов. Эту тенденцию можно рассматривать как эквивалент сокращения стоимости обучения.

Студенты в Чили, Китае, Германии, Индии, Японии, Нигерии, России, Испании не видели никаких изменений в учебе, но были улучшения в студенческой финансовой помощи. Однако в большинстве случаев эти улучшения были весьма незначительными. Например, новая программа кредитов, которая была введена в России покрывают только 10 000 студентов из их общей численности примерно в семь миллионов, а в Нигерии новые стипендии предполагаются покрыть всего лишь несколько тысяч из более, чем одного миллиона студентов. Единственной страной, которая действительно значительно улучшила доступность к высшему образованию, и помогает студентам это Австралия, где схема пособий для молодежи была существенно увеличена, в частности, для студентов, которые должны учиться вне дома, чтобы посещать учебное заведение. Вьетнам также повысил помощь учащимся, но это было компенсировано одновременным увеличением оплаты за обучение.

Азиатское трио и крупные сокращения помощи студентам 

Значительное снижение доступности произошло в Пакистане, Таиланде и на Филиппинах. Хотя эти страны провели максимальный предел в оплате за обучение, все же студенты столкнулись с большими сокращениями финансовой помощи порядка от 30 до 45 процентов. Это является неслыханной и недопустимой мерой для правительств по сокращению поддержки высшего образования в период финансового стресса. Однако решение правительств проводить максимальный предел в оплате за обучение, с одновременным сокращением прямой помощи беднейшим слоям населения, на самом деле является очень регрессивной политикой, прежде всего, преимущественно богатых.

В развитых странах мира, таких как Нидерланды и канадской провинции Альберта представление сокращения финансовой помощи студенту и позволили расти оплате за обучение. Однако, учитывая высокий уровень личных доходов в Альберте, эффект не может быть слишком тяжелым, хотя сокращение помощи, примерно на том же уровне, как в Пакистане, Таиланде и на Филиппинах. Между тем, в Нидерландах, изменения в оплате за обучение применяются только на четвертый год обучения и сокращения в студенческой помощи на уровне магистрантов, позволяют предположить, что воздействие новой политики, скорее всего будет незначительным.

Другие примеры с участием сокращений доступности были приведены в некоторых частях Соединенных Штатов, где с большим увеличением оплаты на обучение, имело место только небольшое увеличение компенсации в качестве помощи учащимся. Наиболее ярким примером является Калифорния, где автоматическое увеличение доступности помощи через федеральные программы, такие как гранты Pell, Стаффорд кредиты, и “работа-учеба” программа компенсируют значительное увеличение оплаты за обучение.

Минус статус-кво 

В целом, ситуация в мире в сфере оплаты обучения и финансовой помощи студентам в 2010 и 2011 годах в значительной степени стабильна, несмотря на экономический кризис. Столкнувшись с надвигающейся для общественного сектора сжатия расходов, большинство стран просто не сделали никаких шагов в сторону повышения оплаты за обучения или помощи учащимся. Тем не менее, в той степени, что государства сделали изменения в правилах, более значимые цены нетто увеличились, а не снизились. Наиболее заметным уменьшением доступности произошло в Пакистане, Филиппинах, Таиланде и некоторых штатах США (в первую очередь, Калифорния). Как упоминалось ранее, Нидерланды и Альберта в Канаде, увеличили плату за обучение и сократили помощь студентам, но угроза доступности представляется маловероятной. Только единственное государство, которое принимает важный шаг навстречу доступности, является Австралия, с ее значительным расширением программ помощи студентам. Ряд других стран, у которых оплата за обучение комбинирована, увеличение помощи студентам заморожено, поэтому рост поддержки во многих случаях был маргинальный.

Наши лучшие оценки показывают, что тенденция будет несколько усиливаться в ближайшем будущем. В то время как улучшение помощи студентам в Колумбии и ликвидации оплаты на земле Северной Рейн-Вестфалии (Германия) существуют, политические тенденции в остальной части G-40 позволяют предположить, что общая тенденция движется в отрицательном направлении. Если стимулирование финансирования штатами иссякает в Соединенных Штатах, то инфляция в Китае начинает содержаться за счет в оплаты за обучение. В Европе и Северной Америке правительства адаптируются к реалиям дефицита и к текущим демографическим изменениям, баланс расходов для студентов и их семей увеличивается. Только вопросы заключаются в том, в какой степени и в каком порядке эта стоимость распределения будет практиковаться. Способ, по которому помощь студентам увеличится для частичной компенсируемости увеличенных расходов на обучение (как во Вьетнаме) или действительно будет затронут доступ к высшему образованию (как в Пакистане и некоторых других странах).

Назад в раздел